Базовые навыки вождения

Большинство этих навыков даются еще в автошколе и в подробном рассмотрении для изучения методов контраварийного вождения не нуждаются. Например, пуск двигателя, навыки начала движения, переключения передач и остановки не относятся к контраварийным методикам, а осуществляются в штатном режиме.

Базовые навыки управления автомобилем включают в себя:

·        посадку за рулем;

·        пуск двигателя;

·        навыки начала движения;

·        навыки переключения передач;

·        навыки торможения и остановки;

·        навыки выполнения маневров (разворотов, поворотов, движения задним ходом) и парковки.

Способы торможения, выполнения разворотов и поворотов, а также работу рулевым колесом (особенно скоростное руление) необходимо рассмотреть более подробно, так как в экстремальной ситуации приходится выполнять именно эти действия.

Отдельно следует остановиться на правильной посадке водителя за рулем. Обычно на этот навык обращается минимум внимания, так как большинство водителей считает его несущественным. Но если речь идет о контраварийном вождении, то приходится признать, что во многих случаях от правильной посадки за рулем зависит очень многое. Неправильная посадка за рулем может сделать невозможным скоростное руление, может увеличивать физические усилия, необходимые для управления автомобилем (а это может быть весьма существенным в нештатной ситуации, когда требуется быстрая реакция и скорость при манипуляции органами управления автомобилем), и т. д. Посадка за рулем — это определяющий фактор для свободы движения и обзора, а также способ избежать усталости.

Так что считать этот навык несущественным ни в коем случае нельзя.

 

Новички обычно стараются придвинуться к рулю как можно ближе (такое расположение иногда называют «посадкой таксиста»). По их мнению, чем ближе водитель располагается к лобовому стеклу, тем лучше у него обзор.

Однако при этом обзор не улучшается, зато уменьшается степень свободы и становится сложнее манипулировать рулевым колесом, так как мешает собственное тело. Обратите внимание на расположение ног водителя — он фактически подпирает коленями приборную панель, а ведь рост у него не слишком большой. А если водитель — человек полный, то при такой посадке рулевое колесо упирается в живот или бедра (в зависимости от роста), что затрудняет руление. В рассматриваемой ситуации также уменьшается скорость реакции — при слишком близкой посадке к рулевому колесу быстродействие при управлении снижается. Кроме того, такой водитель не только придвигается к рулю, но и отодвигается от спинки сиденья. В результате его спина не имеет опоры, мышцы спины и шеи перенапряжены и водитель быстро утомляется. А к вечеру, после проведенного за рулем дня, он делает вполне естественный вывод, что водить машину гораздо тяжелее, чем разгружать вагоны.

Аналогичную ошибку совершают те водители, которые отодвигаются от рулевого колеса слишком далеко. Результат в этом случае точно такой же, как при слишком близкой посадке: быстрая утомляемость (ведь к рулю приходится тянуться, прилагать определенные усилия), уменьшение быстродействия при манипуляциях рулевым колесом (опять же за счет того, что руль находится слишком далеко, не на оптимальном расстоянии, основная нагрузка ложится на мышцы рук), неоптимальный угол обзора.

При подобной посадке практически невозможно осуществлять скоростное руление — руки не располагаются на рулевом колесе таким образом, чтобы обеспечить его максимальный ход.

Правильная посадка за рулем обеспечивает устойчивое положение корпуса водителя, освобождает конечности для выполнения функций, связанных с управлением автомобилем, и обеспечивает максимальную точность управления транспортным средством.

Для правильной посадки за рулем сначала отрегулировать расположение кресла следующим образом. Сев на сиденье так, чтобы спина полностью прилегала к спинке кресла, отрегулируйте его таким образом, чтобы ноги свободно доставали до прижатых педалей (регулируется не только расстояние до рулевого колеса, но и высота водительского сиденья). Угол в сгибе коленей должен составлять 120-150° для легковых автомобилей, а вытянутая, не полностью распрямленная левая рука запястьем должна касаться верхней точки рулевого колеса.

Ноги на педали управления нужно ставить серединой стопы, так как это обеспечивает наиболее устойчивое положение, исключает соскакивание ноги, не вызывает усталости и позволяет легко перемещать стопу с одной педали на другую.