Тормозите правильно

В случае срочного торможения правая нога упирается в пол автомобиля. Она удерживает тело водителя, увлекаемое вперед в результате действия силы инерции при изменении скорости, а правая нога остается свободной для движения. Научитесь делать срочное торможение, но не забывайте, когда автомобиль начнет заносить вследствие резкого нажатия на педаль тормоза и блокировки колес, надо отпустить ее, чтобы своевременно восстановить контроль за управлением автомобиля.

 

Эта методика торможения не очень удобна для пассажиров, и, когда нет абсолютной необходимости сделать остановку как можно быстрее, постепенное и осторожное попеременное торможение более приятно.

 

Но не думайте, что благодаря этой методике срочного торможения можно делать чудеса. Эта методика может быть полезна, но она не заменит основного качества, которое заключается в том, чтобы подобрать нужную скорость к условиям движения таким образом, чтобы никогда не тормозить резко, что обходится дорого и всегда рискованно. Простая формула позволяет сделать приблизительный расчет тормозного пути в нормальных условиях: скорость (км/ч) делится на 10 и результат умножается на самого себя. Например: 50 км/ч: 10=5; 5X5 = 25 м; 80 км/ч: 10 = 8; 8X8 =64 м.

 

Этот быстрый расчет дает оценку величине тормозного пути, которая всегда находится в пределах возможных отклонений, зависящих от состояния дорожного покрытия, шин и тормозной системы автомобиля.

На деле, чтобы уменьшить скорость, водитель располагает, помимо тормоза, замедляющим действием двигателя, при отпускании педали управления подачей топлива. В этом случае двигатель не только не толкает автомобиль, а, наоборот, тормозит его и это торможение особенно эффективно на второй или первой передаче. Торможение двигателем совсем не ничтожно. Так, когда сцепление особенно плохое, например при гололеде, резкое отпускание педали управления подачей топлива может быть достаточным для того, чтобы заставить скользить ведущие колеса и вызвать занос автомобиля.

 

И напротив, это замедляющее действие двигателя добавляется гармонично к действию ножного тормоза, когда хотят остановиться. Именно поэтому надо выжимать сцепление лишь тогда, когда автомобиль почти остановился; выжимая сцепление слишком рано, вы лишаетесь полезного торможения двигателем.

 

И каждый раз, когда торможение двигателем недостаточно, пользуются ножным тормозом. Что тогда происходит?

 

Предположим, что водитель резко и до отказа нажимает на педаль тормоза. Это резкое и сильное нажатие будет иметь пагубные последствия: прежде всего вся нагрузка (вес) автомобиля переместится на передние колеса, а задние окажутся разгруженными и будут иметь тенденцию приподняться, равномерность торможения будет нарушена, а следовательно, будет менее эффективным; затем быстро произойдет блокирование колес, они начнут скользить, их сцепление с покрытием уменьшится и, что самое худшее, ведущие колеса выйдут из-под контроля водителя. Тогда автомобиль, потеряв управление, пойдет произвольно туда, куда сможет, помимо желания водителя.

 

Чтобы избежать подобных опасных явлений, надо тормозить как можно "короткими" нажатиями на педаль тормоза, без потери контроля за направлением движения, но не резким и длительным нажатием, в серией коротких и легких нажатий. При таких повторных нажатиях на педаль тормоза колеса на блокируются или блокируются на короткое время, шины полностью сохраняют сцепление с дорогой.

 

Таким образом, автомобиль сохранит устойчивость, торможение будет равномерно распределено на все четыре колеса. Еще более важно, что ведущие колеса сохранят роль управляемых, и водитель может продолжать управлять автомобилем, сохраняя направление прямолинейного движения вместо того, чтобы потерять его и допустить занос. Без сомнения, именно в этом заключается главное преимущество последовательного нажатия на педаль.