637 важнейших деталей

Дело было задумано непростое. На заводе предстояло ат­тестовать на заводской Знак качества 637 важнейших деталей, узлов, агрегатов и 57 технологических операций.

Соревнование набирало силу. Это стало одной из важных задач партийных и профсоюзных цеховых организации. Дей­ствовал специальный штаб, возглавляемый главным инжене­ром В. Т. Позднеевым. Работу по аттестации контролировал партийный комитет.

Результаты стали сказываться. К последнему году вось­мой пятилетки на многие детали были уже получены аттеста­ты. Но мало получить аттестат, надо еще удержать его, то есть постоянно, стабильно выпускать детали высокого качества. Это требовало высокой сознательности и старания каждого автоза­водца. Прошло еще много времени, прежде чем были аттесто­ваны все запланированные детали и узлы автомобиля «Моск­вич-108» на заводской Знак качества.

...В одном из пролетов цеха моторов — плакат: «Ознамену­ем ударным трудом 52-ю годовщину Великого Октября и 100- летие со дня рождения В. II. Ленина». Здесь обрабатывают поршневые кольца. Это была первая на заводе деталь, которой нрпсьоили заводской Знак качества. Хозяйка колец —токарь Лидия Савельева. Работница она молодая, пришла в цех толь­ко пять лет назад, но за это время приобрела хорошую ква­лификацию, стала родным человеком в цехе. И вот задумала коммунистка Лидия Савельева в честь 100-летия со дня рож­дения В. И. Ленина повысить производительность труда на 15 процентов, то есть каждую смену выдавать на 700 колец больше нормы.

Это трудно. Очень трудно добиться такого темпа да еще полностью сохранить высокое качество каждого кольца. Но у Савельевой все продумано, все «отрепетировано».

Она берет стопку колец. Движение руки — и деталь в оп­равке, легкий нажим на ручку — и резец врезается в торецг еще секунда — и кольца на стеллаже.

— Без сноровки, конечно, ничего не выйдет, — говорит Лилия Федоровна, — но главное — в правильной организации труда.

В цех она приходит минут за десять—пятнадцать до нача­ла смены, налаживает станок, проверяет, есть ли запасные резцы. Вдруг резец «полетит», надо, не теряя времени, заме­нить его новым — не бежать же за ним в кладовую.

Пятнадцать процентов повышепия производительности труда! Как хорошо бы другим станочникам перенять опыт пе­редового токаря. К рабочему месту Савельевой стали прихо­дить не только ближайшие товарищи, но и работники других цехов.

Через несколько дней на расширенном заседании партий­ного комитета собрались руководители завода, мастера, парт­орги, передовые производственники.

Инициатива Л. Савельевой была одобрепа парткомом. Ре­шили, что этот хороший почин следует предать самой широкой огласке. Пусть о каждом новом последователе Савельевой зна­ют все работники участка, цеха. Причем важно не только рассказывать о принимаемых обязательствах, но и о том, как они выполняются. Вот это и есть настоящая агитация, способ- ' ная сделать более действенным соревнование.

Все это происходило в сентябре 1968 года, а в начале 1969-го у Лидии Савельевой уже было на заводе более 3 ты­сяч последователей, обещавших встретить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина значительным увеличением произво­дительности труда. Вслед за инициатором они приняли обяза­тельство ознаменовать великую дату повышением производи­тельности труда на 15 процентов.

Заводской совет НТО присудил Л. Ф. Савельевой специ­альную премпю, которой ежегодно отмечается передовое тех­ническое творчество автомобилестроителей.

* * *

Радостные события, памятные даты. Как хочется достойно отмечать их. Скоро 50-летие Ленинского комсомола, и мимо этого, уж конечно, не пройдет заводская молодежь в своем вдохновенном труде.

Да, автозаводцам есть чем встретить рождение комсомо­ла, об этом говорит вся их история.

В цехах, среди рабочих, уже давно шел разговор о том, что надо бы еще теснее связать завод с комсомолом.

А что если дать заводу имя комсомола? Так и называть его: автомобильный завод имени Ленинского комсомола.

Эта мысль нашла всеобщее одобрение. Еще бы! Ведь с тридцатого года, со времен автосборочного имени КИМ, нет более тесной дружбы, чем у завода малолитражек с комсо­молом.

Молодежь прессово-кузовного корпуса на своем собрании решила просить, чтобы заводу присвоили имя Ленинского ком­сомола. Это поддержал весь коллектив предприятия, и вот при­каз министра, ставший большим праздником на заводе:

«В соответствии с ходатайством коллектива трудящихся Московского ордена Трудового Красного Знамени завода мало­литражных автомобилей, в ознаменование 50-летия Всесоюзно­го Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, приказы­ваю: впредь именовать указанный завод: ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК) Главного управления по производству лег­ковых автомобилей и автобусов.

А. Тарасов»

Новое название было глубоко символичным. Ведь почти каждый второй рабочий АЗЛК — комсомольского возраста.

Славное 50-летие Ленинского комсомола молодежь АЗЛК встретила новыми успехами. Их обнародовал на митинге в честь праздника секретарь заводского комитета комсомола Алексей Урсов. Молодые автозаводцы бесплатно изготовили в честь юбилея 50 сверхплановых автомобилей «Москвич» и бо­лее 1000 детских педальных автомобилей. Тридцать тысяч ча­сов отработано в фонд помощи борющемуся Вьетнаму и не­сколько тысяч часов — на строительстве новых корпусов и стадиона. Собраны сотни тонн металлолома.

Было с чем поздравить молодежь. И это от всей души сде­лали на митинге представители всех поколений заводской ком­сомолии, а также директор АЗЛК В. П. Коломииков и заме­ститель министра автомобильной промышленности Л. Б. Ва­сильев. И как бы подводя итог всему сказанному, секретарь парткома А. К. Жидков напомнил:

—Лучший ответ на присвоение заводу имени Ленинско­го комсомола — это учиться работать и жить по-ленински.