АВТОМАТИКА НАСТУПАЕТ

На заводе широко открыта дорога автоматике не только в процессе производства, но и в сфере управления. Большую ра­боту в этом направлении провели инженерные службы заво­да во главе с главным инженером В. Т. Позднеевым.

С 1967 года на АЗЛК ведутся исследования, разработка и внедрение методов автоматизации управления с использова­нием современных технических средств. В информационно-вы­числительном центре (ИВЦ) завода две электронно-вычисли­тельные мапшиы «Минск-22», на которых выполняется ком­плекс расчетов по 150 различным программам. Введена в эксплуатацию первая очередь АСУ — автоматической системы управления.

На ЭВМ проводятся расчеты годовых и квартальных про­изводственных программ. Для каждого цеха п участка рассчи­тываются планы получения деталей автомобиля, их изготов­ления и сдачи.

Ежедневно прн помощи ЭВМ контролируются все переда­чи деталей из одного цеха в другой, вычисляются отклонения от планов сдачи, производится множество других разнообраз­ных цеховых расчетов.

Применение ЭВМ повысило качество обработки информа­ции, ускорило реализацию готовой продукции. Цикл обработ­ки документов сократился вдвое.

В 1973—1974 годах начались разработка и постепенное внедрение второй очереди автоматизированной системы управ­ления. Она предусматривает конструкторскую и технологиче­скую подготовку производства, оперативное управление произ­водством, материально-техническое снабжение, технико-эконо­мическое планирование, финансово-сбытовую деятельность, бухгалтерский учет и отчетность, управление кадрами.

Производственные цехи и службы завода уже работают по декадным графикам, выпускаемым с помощью электронно-вы­числительных машин. Компьютер выдает, например, подроб­ную информацию о том, какие на десятый день пойдут автомо­били с главного конвейера. Это — цвет автомобиля, модель, страна назначения, особенности его комплектации и т. д.

Такой график дает исчерпывающие сведения о том, к чему надо готовиться тем или иным цехам и службам, что их ждет через декаду, чем они должны будут обеспечивать главный конвейер.

В новом помещении информационно-вычислительного центра введены в эксплуатацию две электронно-вычислитель­ные машины «третьего поколешгя». Эти машины на микроннте- гральных схемах имеют среднее быстродействие 600—700 ты­сяч операций в секунду, что в 50—60 раз превышает быстро­действие ЭВМ «Минск-22».

Линиями связи ИВЦ соединяется с цехами и складами в Москве и Кинешме, где установлено более 150 телетайпов, ре­гистраторов и других средств сбора и передачи информации. Все расчеты для производства в Москве и Кинешме сосредо­точены в едином цептре.

Особый интерес представляет система непосредственного управления работой главных сборочных конвейеров. Все ком­плектующие изделия пойдут на сборку иод контролем элек­тронно-вычислительных машин.

Одновременно будет осуществляться с помощью ЭВМ кон­троль за качеством автомобилей. Благодаря оперативному вме­шательству дефекты устраняются в местах их задержания.

Умелое использование современных средств автоматизации управления позволит повысить качество управления, ритмич­ность и, следовательно, эффективность производства.

Создан и функционирует, как мы уже рассказывали вы­ше, центральный диспетчерский пульт, оснащенный современ­ными средствами информации и контроля за ходом произ­водства.

Конструкторы ведут работу по использованию математиче­ских методов проектирования поверхности кузова.

В технологической подготовке производства найдут при­менение сетевые графики подготовки новых моделей и моди­фикаций. Контроль графика будет проводить ЭВМ. Эти меро­приятия позволят значительно ускорить подготовку производ­ства новых моделей, что особенно важно для завода, постав­ляющего большую долю продукции на экспорт.

Предусматривается автоматизация с помощью ЭВМ управ­ления запасами на складах материалов, покупных деталей и готовой продукции. Постоянный контроль уровня запасов, сиг­нализация об отклонениях позволят снизить уровень запасов и, следовательно, объем оборотных средств. Такие же проблемы с помощью ЭВМ будут решаться в отношении незавершенного производства деталей собственного изготовления.

Большой экономический эффект для народного хозяйства будет получен за счет уменьшения простоев железнодорожного транспорта, планирование работы которого будет обеспечивать также ЭВМ.

* * *

В конце 1972 года в двухпролетной части нового главного корпуса был введен в эксплуатацию автоматический склад двигателей. Это сооружение состоит из четырех основных час­тей: специальных стеллажей, автоматических кранов (штабе- леров), устройства для впуска и выпуска контейнеров и пуль­та управления.

Специальные стеллажи состоят из 3400 ячеек, что обеспе­чивает одновременное хранение на складе 6800 двигателей моделей 408 и 412. Четыре автоматических штабелера движутся горизонтально со скоростью от 5 до 90 метров в минуту и по вертикали —15 метров. Штабелеры принимают не менее 30 контейнеров или 60 двигателей в час.

Со всем этим сложным хозяйством управляется один опе­ратор с помощью пульта управления.

Рабочий ставит очередной контейнер с двигателем на рольганг впускного устройства. Оператор заносит в кодирован­ную картотеку штабелера принятые двигатели и закладыва­ет эту карточку в пульт управления. Отсюда подается коман­да штабелеру. Он берет с рольганга контейнер и ставит его в ячейку.