Автозаводцы разработали и внедрили много технических и технологических новинок

 облегчающих их труд и улучша­ющих качество продукции. Это прямой результат роста куль­турно-технического уровня рабочих, техников и инженеров АЗЛК, их умения творчески решать сложные технические задачи.

Жизнь все время предъявляет работникам завода повы­шенные требования. В результате на производстве появляют­ся новые профессии с совершенно иным характером труда. Раньше, например, когда преобладала ручная электродугоюая сварка, от рабочего-сварщика не требовалось широких спе- цильных знаний, надо было иметь лишь некоторый навык. Те­перь электросварщик должен владеть сложной техникой и технологией, обязан знать многое из основ электротехники, физики, химии, металлургии, устройство электросварочных установок, режимы сварки, а также многое другое. Овладеть современной аппаратурой и технологией сварки могут только высококвалифицированные и образованные рабочие. Такую подготовку и стремяться дать на заводе электросварщикам, ра­ботающим на автоматах и полуавтоматах.

Точно так же обстоит дело и со многими другими профес­сиями. В соответствии с повышением технических требований план социального развития автозаводцев предполагает увели­чение удельного веса высококвалифицированных рабочих. К концу девятой пятилетки удельпый вес рабочих четвертого разряда увеличился до 30 процентов, пятого разряда — до 26 процентов, шестого разряда —до 12 процентов. Одновременно снизился удельный вес рабочих низших разрядов.

На заводе могут работать прекраспые инженеры и масте­ра, в цехах могут стоять самые добротные станки и автомати­ческие линии, и все же они не дадут полной отдачи, если ра­бочий как следует не обучен, не знает, чем занимается его со­сед, не ясно понимает общие цели и задачи коллектива.

Вот почему большой резонанс получила на заводе ини­циатива коллектива участка старшего мастера Н. Волкова из прессового цеха № 2: помочь каждому молодому рабочему по­высить профессиональное мастерство.

Н. Волков предложил программу, состоящую из трех пунктов. Молодой рабочий должен хорошо изучить оборудова­ние на своем рабочем месте, перепять у более опытных пере­довые методы труда, овладеть двумя-тремя смежными про­фессиями. Все это расширит кругозор молодого рабочего, помо­жет ему быстрее и лучше войти в трудовую жизнь коллектива.

Партийный комитет и завком профсоюза поддержали этот почин. Его обсудили во всех цехах, и в результате более 4 тысяч юношей и девушек получили аттестаты профессио­нального мастерства. Заметно повысилась их выработка и сни­зилось количество дефектов.

Растет общеобразовательный уровень рабочих. Более 30 процентов рабочих АЗЛК уже в 1970 году имели среднее об­щее или среднее специальное образование. Обучение автозавод­цев без отрыва от производства прочно вошло в быт многоты­сячного коллектива.

В третьем году пятилетки семь с половиной тысяч работ­ников завода прошли различпые виды производственно-техни­ческого обучения и 2400 учились в институтах, техникумах и школах рабочей молодежи. В пятом году девятой пятилетки учащихся стало еще больше.

В плане социального развития предусматривалось довести в 1975 году число рабочих завода с общим средним, средним специальным п высшим образованием до 50 процептов, и это было выполнено.

Во весь рост встала на АЗЛК проблема повышения эко­номических знаний всех кадров — от рядового рабочего до ру­ководителей. Рассчитывать на старую организацию труда и прежний уровень экономических знаний нельзя. Уже сегодня завод встречается с трудностями в управлении производством, насчитывающим десятки тысяч наименований деталей. Необ­ходимо овладеть автоматизированной системой управления, вычислительной техникой, уметь глубоко анализировать эко­номику предприятия. Поэтому-то и придается на автозаводе имени Ленинского комсомола такое значение экономическому образованию.

Различными формами этого образования охвачены почти все рабочие ведущих профессий, инженерно-технический пер­сонал и руководящие кадры предприятия.

В 1975 году на курсах повышения квалификации эконо­мической учебой занималась пятая часть автозаводцев. За один год основами экономических знаний овладели тысячи рабочих, а курсы основ экономики и управления производством окончили сотни инженерно-технических работников.

Важнейшее место в плане социального развития коллек­тива занимает идеологическая работа. Ежегодно в системе пар­тийного п комсомольского просвещения занимаются более 5 тысяч человек. Занятиями руководят более 150 пропаганди­стов, и почти все они имеют высшее образование. Лучшие про­пагандисты пользуются на заводе большим авторитетом. Сре­ди них можно назвать, например, А. И. Кухаренко, Т. С. Лео­нова, В. Г. Вагина, Л. М. Гаврикова. Подготовка кадров уме­лых пропагандистов — одна из постоянных забот парткома.

Во всех звеньях политического образования на АЗЛК уг­лубленно пзучают важнейшие проблемы теории и практики коммунистического строительства, разработанные в решениях партии и правительства.

Конкретным проявлением идейно-политической зрелости и активности коллектива служат патриотические начинания работников завода, о которых мы уже рассказывали в преды­дущих главах.

Наряду с партийно-комсомольской учебой на заводе раз­виты и другие виды массово-политической работы. Ее ведут 925 политинформаторов, 500 агитаторов, 110 лекторов, 60 школ коммунистического труда, 56 редколлегий стенных газет.

Большую работу по идейному воспитанию коллектива ве­дут ежедневная многотиражная газета «За советскую мало­литражку» и местное радиовещание. Опи всесторонне освеща­ют жизнь коллектива, отражают в своих материалах деятель­ность партийной, профсоюзной и комсомольской организаций.

В 1971 году заводской газете исполнилось 25 лет. Среди многочисленных писем и телеграмм, полученных по этому по­воду, было и поздравление от редколлегии «Правды».

А в «Московской правде» в этот день появилась большая статья «Товарищ газета». Вот выдержка из нее:

«...В ежедневном трудовом расписании коллектива АЗЛК есть час, когда на постах конвейеров, на слесарных столах, у станков рядом с пирамидами деталей, в КБ рядом с кульмана­ми появляется свежая газета. Ее формат невелик, но каждый день она рассказывает автозаводцам о последних новостях жизни предприятия, о тех, кто идет впереди в социалистиче­ском соревновании, о многообразных проблемах, занимающих: коллектив строителей малолитражки.

В цехах нет почтальонов. На рабочие места газету достав­ляют люди в комбинезонах, темных халатах, те, кого называ­ют общественными распространителями печати.