ЧЕТВЕРТОЕ РОЖДЕНИЕ

XXIV съезд КПСС сыграл большую роль в судьбе автозавода имени Ленинского комсомола. Осуществляя решения съезда о резком увеличении выпуска автомобилей в стране, автозавод­цы еще энергичнее стали заниматься реконструкцией своего предприятия.

Практически реконструкция означала строительство ново­го завода, где бы процесс начинался со сборки и сварки кузо-

и кончался операциями по реализации готовой продук­ции. В инженерно-техническом плане это означало внедрение самого совершенного высокопроизводительного оборудования, автоматических линий, передовой технологии, высокой органи­зации производства, что коренным образом меняет характер и условия труда.

...Их было четверо. Трое молодых людей — Виталий Тара­сов. Валерий Волков, Павел Байдуков и четвертый — ветеран Владимир Иванович Зеленов. Все геодезисты.

Они стояли на пешеходном мостике у железнодорожной станции Текстильщики и молча осматривали белоснежное поле, простиравшееся в сторону Южного порта столицы.

—     Ну, пошли,— сказал Виталий Тарасов. И они. вскинув на плечи снаряжение, стали спускаться вниз.

Идти по полю было трудно. Снег — выше колен. Когда добрались до намеченного места, сели прямо в сугроб и заку­рили.

—     Совсем как на Северном полюсе. Снег да снег кругом,— пошутил кто-то.

Достали из чехлов приборы, рейки и начали разбивку но­вой площадки автозавода. Весной по отметкам геодезистов дви­нут свою технику на бывшее болото гидромеханизаторы, за­тем начнут работать строители. А геодезисты, эти первые раз­ведчики, вслед за общей планировкой приступят к разбивке осей каждого корпуса.

В конце шестьдесят седьмого года на новой строительной площадке началась жизнь. Первыми пришли рабочие треста Гидромеханизация.

Затем пришли строители из треста Мосстрой № 9, с ко­торыми надолго побратались автозаводцы. Были заложены первые фундаменты-ростверки под колонны нового корпуса. Плотники бригады В. Карманова готовили производственную базу н бытовки, делали опалубку.

Удивительный человек этот Карманов. Знатный мастер своего дела, отличник соревнования строителей, он умело спла­чивал людей, и недаром считалось, что для кармановских плотников все нипочем.

Спустя несколько лет всеми уважаемый строитель АЗЛК В. Карманов скажет:

—      Вот полюбуйтесь: сегодня здесь высится стальная гро­мада главного корпуса автомобильного завода, а еще не так Давно, кроме непроходимой томи, ничего не было...

Сюда-то и пришла вместе с другими строителями бригада Карманова, которая перед тем строила Останкинский теле­центр. Этой бригаде плотников не привыкать обживать новые места н начинать, как говорится, с колыптка. В первую очередь соорудили бытовки, потом столовую, мастерские. А когда была подготовлена плошадка, начали ставить опалубку под фундаменты главного корпуса. В дни ленинской трудовой вахты бригада Карманова завоевала первенство па стройке в получила на вечное хранение Красное знамя.

Наступило время третьей в истории завода большой рекон­струкции, которая должна была обеспечить увеличение выпу­ска автомобилей «Москвич» в два с половиной раза. Время четвертого рождения завода...

У платформы Текстильщики поднимался, по существу, новый большой завод, оснащенный самой современной техни­кой. Предстояло внедрить передовую технологию, учесть со­временный уровень мирового автомобилестроения и, разуме­ется, проблему конкурентоспособности.

Что же предусматривала реконструкция?

Главный корпус в Текстильщиках, литейный и главный корпуса в филиале АЗЛК в Кинешме, станция технического обслуживания автомобилей в Москве, на Волгоградском про­спекте, здание профессионально-технического училища, спор­тивный комплекс...

Лишь в 1969 году предстояло освоить 40 миллионов руб­лей капитальных вложений в строительно-монтажные работы. И все это — не снижая темпа действующего производства. Больше того. В том же шестьдесят девятом году предстояло впервые в истории завода выпустить свыше 100 тысяч авто­мобилей и на И миллионов рублей запасных частей.

...Строители закуют в огромные трубы речку Нищенку, засыплют болото, выровняют площадку. Затем будет построен производственный корпус длиною более 550 метров и шириною в 300 метров — громадина в 228 тысяч квадратных метров железобетонных конструкций, стали, стекла, бетона. Издали похоже на аэровокзал. В новом корпусе будет организовано все кузовное и сборочное производство: от черного кузова до готового автомобиля. Даже испытывают его па территории за­вода — по замкнутому кольцу испытательного трека.

Переходными галереями связаны с главпым корпусом четыре четырехэтажных здания, в которых размещаются сто­ловые и другие бытовые помещения. Четырнадцать этажей ад­министративного корпуса вместят различные управленческие службы, вычислительный центр, поликлинику.

По сути дела, возникает повый промышленный район с автодромом, с железнодорожной станцией «Южный порт». От него ветка подойдет к главному корпусу. Отсюда будут отправ­лять готовые автомобили.

А новые жилые дома, школы, детские учреждения!

Эта важная стройка пятилетки в центре впимапия не только Главмосстроя, но и многих министерств и, конечно, комсомола. В строительстве участвовали без малого 50 строи­тельных и специализированных управлений, а проекты разра­ботали более десяти институтов и конструкторских бюро.

Перед ними была поставлена задача создать завод, на котором должна периодически происходить переналадка поточных ли­ний для выпуска новых моделей автомобилей.

У стройки было много забот. И едва ли не самая глав­ная — недостаток в строителях. Их пе хватало почти в каж­дой бригаде. Тогда на помощь пришла молодежь страпы.

В газете «Комсомольская правда» появилась статья «Москвич» ждет добровольцев». ЦК ВЛКСМ объявляет АЗЛК ударной комсомольской стройкой. Начинается поток писем со всех концов страны. Юношей и девушек, желающих принять участие в строительстве автозавода имени Ленинского комсо­мола, с каждым днем становится все больше.

Генеральный подрядчик, осуществляющий строительство завода, трест Мосстрой-9, только за три месяца ответил па 6865 писем. Многие из них проникнуты самым искренним же­ланием строить завод, который носит имя комсомола.

Вот некоторые письма.

Моряки-тихоокеанцы пишут:

«Прочитав ваш призыв, мы живо откликнулись, так как хотим со всей энергией трудиться па комсомольской стройке. Мы холостые, молодые, сильные парни и горим желанием ра­ботать у вас сразу же после демобилизации...»

Школьники:

«Мы ученики десятого класса Астраханской средней шко­лы. В июне кончаем учиться. Можете ли после этого принять нас на работу? Мы полны решимости отдать наши молодые си­лы на развитие автомобильной промышленности Родины».

Из Дагестана:

«Я, Алиев Ахмед, имею профессию плотника, очень хочу работать у вас. Буду выполпять, не жалея сил, все задания».

Телеграмма из Архангельска:

«Хорошо знаю строительное дело. Я каменщик, арматур­щик, член КПСС, хочу работать на АЗЛК».

Ответы отправлялись незамедлительно. И люди ехали в Москву, зная, что их гостеприимно встретят, дадут хорошую работу, помогут изучить какую-либо строительную профессию.

Скоро на стройке уже было полторы тысячи рабочих — москвичей и посланцев десятков городов и сел со всех копцов страпы. Больше тысячи из них — молодежь.

Строителям протянул дружескую руку помощи заводской комсомол. По инициативе партийного бюро, секретарем кото­рого был Н. С. Мисютин, важное начинание родилось в цехе сборки и окраски автомобилей. В августе 1969 года па рабочем собрании начальник цеха рассказал о реконструкции и пер­спективах развития завода.

Трудностей пока много. Людей все еще не хватает. Вы­ступают сами сборщики. Говорят они заинтересованно, горя­чо. Слово за слово — и вырисовывается такое мнение: сами автозаводцы должны ускорить наступление того дня, когда вступит в строй новый главный корпус завода, в котором им же придется работать.

Это были мысли и думы, высказанные вслух. Решение было принято единодушно:

«Учитывая народнохозяйственную важность своевременно­го завершения реконструкции нашего завода н ввода в строй новых цехов, работники цеха сборки и окраски обязуются от­работать на стройке в порядке субботников и воскресников по пять рабочих смен. Призываем коллективы всех цехов и отде­лов последовать нашему примеру и взять на себя такие же обязательства».

Широкой волной прокатился по громадному заводу при­зыв сборщиков. Равнодушных не было. Идея пришлась но вку­су. Администрация, партийные и профсоюзные организации завода, цехов, отделов и, конечно, комсомолия — все были поглощены в те дни единым порывом, одним желанием лучше организовать первые выходы на строительство.

Первый заводской субботник состоялся 23 августа 19G9 го­да. В нем приняло участие около 2 тысяч автозаводцев. Строи­тели но достоинству оценили дружбу заводских рабочих, хоро­шо встретили их, помогли освоиться.

Потом, бывало, в субботниках участвовало до 3 тысяч человек. Кроме автозаводцев, на стройку стала приходить для оказания помощи молодежь Люблинского, Волгоградского. Ждановского и других районов Москвы. Тысячи человек с чистой совестью могли сказать о себе: «Мы участники рекон­струкции АЗЛК!»

Комсомолец Евгений Несмачный, наладчик первого прес­сового цеха и член заводского комитета ВЛКСМ, принял сме­лое решение полностью перейти на строительство. Несмачного знал весь завод, и его поступок был горячо одобрен. В самом деле, W лет назад комсомольцы строили автосборочный имени КИМ, так могут ли сегодня заводские ребята оставаться в сто­роне от большого дела?

Обращаясь через газету к своим товарищам, Евгений писал:

«...Комсомольцы уезжали на целину, меняли город на село, профессию токаря на хлебороба, начинали совсем новую жизнь. Нам намного легче. Мы просто будем выходить из мет­ро па одну остановку раньше. Мы остаемся в звании автозавод­ца, времепно откомандированного на наиболее важный и труд­ный участок. Так я понимаю свою работу на стройке».

Вслед за Е. Несмачным на строительство до конца рекон­струкции перешло около 100 молодых автозаводцев.

Нет ничего удивительного, что громадным масштабом стройки увлеклись замечательные ребята из строительного сту­денческого отряда МВТУ. Уже через .месяц, после того как они начали работать, на площадке почувствовался их вклад в общее дело. Они трудились на закладке фундамента адми­нистративного корпуса, на стройке эстакады, бетонировали полы одного из цехов главного корпуса, сооружали крышу.