ГОДЫ ВОЗМУЖАНИЯ

Как и весь советский народ, автозаводцы посвятили много вре­мени изучению и обсуждению проекта Директив XIX съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1951—1955 годы. И вот проект, дополненный комму­нистами, народом, утвержден XIX съездом партии. Коллек­тив МЗМА встретил этот важнейший документ как боевое

задание.

План новой пятилетки определил пути дальнейшего подъе­ма социалистической экономики на основе преимущественного развития тяжелой промышленности. В пятой пятилетке был намечен общий рост автостроения на 20 процентов.

Большая роль в решении поставленных задач принадле­жала развитию технического прогресса, комплексной механи­зации и автоматизации производства. Это хорошо понимали автозаводцы, сделавшие внедрение новой техники и техноло­гии программой своих действий. Они ознаме«швали год XIX съезда КПСС пуском еще одного нового цеха — кузнечного, который сыграл большую роль в организации массового произ­водства автомобилей.

Это был первый в СССР и один из немногих в мире куз­нечных цехов, где для изготовления точных поковок приме­нены горячештамповочные прессы вместо падающих молотов, а для нагрева заготовок — индукционные электронагреватели вместо пламенных печей.

Об этой кузнице писали наши и зарубежные газеты и журналы. На завод потянулись экскурсии из многих городов страны, новым словом в технике кузнечного производства живо интересовались зарубежные гости.

К концу 1952 года кузнечный цех уже освоил номенкла­туру деталей и стал обеспечивать поковками всю программу выпуска автомобилей. Это значит, что цех выпускал для «Мос­квичей» самые разнообразные поковки весом от нескольких сот граммов до 28 килограммов: шестерни, кулачковые валы, шатуны и многое другое, включая большую и наиболее слож­ную поковку — коленчатый вал двигателя.

Завод получил кузницу нового типа, чистую и светлую, без Дыма и копоти, ставшую гордостью каждого автозаводца, куз- 11ПДУ» которая и сегодня, в семидесятые годы, является одной из самых современных в страпе. Здесь трудоемкие операции ме­ханизированы, все процессы подвергаются точному контролю. ато резко улучшает условия работы, повышает производитель­ность, создает возможность для подлинно стахановского труда.

Новый цех выгодно отличается от привычных старых куз- ""Ч- Его территория огромна. Высокие стены венчает застек­ленная крыша. Под самым потолком бесшумно двигается мосто-

вой кран. Крановщица управляет этой громадиной из стеклян­ной кабины.

Тяжелый крюк ловко подхватывает связку стальных пруть­ев или стержней и подносит ее к станкам-ножницам. Чтобы от­ковать деталь, нужна заготовка из круглого стального стержня, нарезанного на бруски. Эти-то заготовки и делают механические ножницы. Толстый стальной брус диаметром до 80 миллиметров механически подается в круглое отверстие этого станка-нож- ниц. Нажатие контакта, и из-под пожа выходят точно по раз­меру нарезанные болванки. Стальной стержень перекусывает­ся, точно соломинка.

В ковочном отделении стоят прессы разной силы и разно­го назначения. Для некоторых деталей достаточно воспользо­ваться прессом с жимом в 500 тонн, а сила пресса, штампующе­го коленчатые валы, превышает 4 тысячи тонн!

Вот один из прессов. Мощный электромотор вращает огром­ный маховик. Он возвышается на несколько метров от пола. Пресс похож на высокую башню, стоящую на крепком фунда­менте. На высоте пояса свободное пространство. Там укреплен штамп. В этой части пресса сосредоточен жим огромной силы. Он давит на штамп с тяжестью 500 тонн. Это полная загрузка нескольких товарных вагонов! Вот какая сила обрушивается на размягченный высокой температурой кусок металла. Конеч­но, он вдавливается в форму, как мягкий воск.                                                                                          А