инженер АЗЛК

Сейчас заслуженный инженер АЗЛК И. И. Окунев тру­дится над созданием другого, еще более нового и современно­го мотора для семейства «Москвичей».

Совсем в иной области работал Николай Григорьевич Пис­кунов. Этот седовласый великан с молодым лицом был круп­ным специалистом в области финансов промышленных пред­приятий.

Н. Г. Пискунов еще до войны пришел с Горьковского ав­тозавода и был назначен начальником финансового отдела



автосборочного имени КИМ. С тех пор он верный страж инте­ресов заводской экономики, которая столь многим ему обя­зана.

С первых месяцев работы по новой системе планирова­ния и экономического стимулирования АЗЛК систематически выполнял и перевыполнял важнейшие финапсовые показате­ли, в том числе прибыль и рентабельность. Велика заслуга в этом и Н. Г. Нпскунова.

Активный общественник и пропагандист, Николай Гри­горьевич был удостоен правительственных наград и поль­зовался большой популярностью на заводе до конца жизни.

С годами заслуженных работников АЗЛК стало больше. Это и передовая станочница, делегат XXIV съезда КПСС Ма­рия Тихоновна Воротилина, и лучший монтажник Михаил Емельянович Гладких, который отлично монтирует самое сложное и ценное повое оборудование, и начальник участка

цеха моторов И. Ф. Матросов, и другие.

* * *

Восьмой пятилетний план автозавод имени Ленинского комсомола выполнил успешно. Как и было предусмотрело обязательством, досрочно, ко дню рождения комсомола, была завершена пятилетка по объему производства.

Родина высоко оценила напряженпый творческий труд автозаводцев. За успешное выполнение заданий пятилетнего плана по развитию автомобильной промышленности 195 ра­ботников АЗЛК были награждены орденами и медалями Со­ветского Союза.

Шестеро удостоились высшей правительственной награ­ды — ордена Ленина: наладчик цеха отделки автомобилей Ва­силий Иванович Андропов, слесарь но ремонту штампов прес­сового цеха № 1 Николай Максимович Горюнов, фрезеровщик ипструмептальпо-штампового цеха Вениамин Петрович Кар­пов, директор завода Валентин Петрович Коломников, сле­сарь-сборщик цеха шасси Александра Ефимовна Морякоиа, газосварщик кузовного цеха Виктор Трофимомич Стекачев.

Все 195 награжденных — люди, влюбленные в родной завод, навсегда связавшие себя с ним и радостно отдающие ему всю свою энергию.

— Моя награда — это награда всех моих товарищей по цеху,— взволнованно говорила кавалер ордена Ленина Алек­сандра Ефимовна Морякова.

Семнадцатилетней девчонкой в 1949 году пришла она в цех шасси. Семья была большая, и надо было помогать отцу. А четверть века спустя, не так для помощи матери, как но доброй воле и традиции, после десятилетки пришла в этот же цех семнадцатилетняя Галочка, дочь Александры Ефимовны.

Трудно поверить, что уже более 25 лет трудится на заводе А. Е. Морякова. Неуемной энергией и молодостью веет от этого человека. Здесь она выросла, в совершенстве овладела не­сколькими профессиями. Александра Ефимовна и фрезеровщи­ца, и шлифовщица, и зуборезчица, словом — универсал. Ну, а теперь не найти лучшего на участке слесаря-сборщика, чем она.

Не просто далось все это. Смекалистость и упорство по­могли. В первые годы работы говорили о Шуре так: «Все ей покажи, обо всем расскажи, ну и дотошная!» Теперь говорят иначе: «Все покажет, обо всем расскажет. Ну и славная из нее вышла учительница!»

Как члену цехового профсоюзного комитета несколько лет довелось заниматься ей воспитанием молодежи. Хлопот — мно­жество. И «молодежную комиссию» надо собирать, и в обще­житие съездить, и поинтересоваться, кто как учится, чем за­нимается в свободное время, не говоря уже о том, как идут дела за станком или верстаком.

Все ее ученики стараются брать с нее пример. Даже став опытными рабочими, молодые постоянно наблюдают, как рабо­тает «скользящая» Морякова. «Скользящая» — как бы еще одна ее профессия. Это человек, который все одинаково хорошо уме­ет: то работницу за станком подменит, то оборудование нала­дит, то руль начнет собирать. Это и помогло ей досрочно выпол­нить личную пятплетку, стать одной из передовых работниц завода.

А в последующие годы А. Е. Морякова завоевала еще боль­ший авторитет. В составе заводской делегации побывала она на родственных предприятиях в Чехословакии и Болгарии, щедро делилась с зарубежными друзьями своим богатым трудо­вым опытом.

Ее избрали депутатом Моссовета, а в цехе шасси № 1 — председателем цехового профсоюзного комитета. Новые заботы, новые дела нахлынули и захватили Александру Ефимовну. Сно­ва она в самой гуще заводской жизни.

Мы рассказали здесь о судьбе только одного из наших това­рищей, получивших за свой труд высокое признание. Но эта судьба в какой-то мере типична для тех, кто талантом и тру­дом прославил свой завод, ибо судьбы таких людей, сливаясь воедино, составляют и его судьбу — судьбу автомобильного имени Ленинского комсомола.


инженер АЗЛК