коллектив АЗЛК

Большими событиями жил коллектив АЗЛК в конце 1970 года. Только что исполнилось 40 лет с тех пор, как в 1930 году ав­тосборочный завод имени КИМ был пущен и дал первую про­дукцию.

Успешно, раньше срока завершена восьмая пятилетка, за время которой страна получила сверх плана 3470 автомобилей «Москвич». Производительность труда выросла на заводе за пятилетие на 37,2 процента.

Но самое радостное, самое главное — впереди. Через три месяца состоится XXIV съезд КПСС. Этому подчинены мысли и чувства людей. Автозаводцы готовятся встретить форум коммунистов страпы как большой праздник.

Хорошо рассказал об этом в журнале «Знамя» за декабрь 1970 года Герой Социалистического Труда слесарь-сборщпк кузовного цеха АЗЛК Николай Григорьевич Усачев. Оп пи­сал, что в предсъездовские дни возникает потребность в оцен­ке прожитого, сделанного. Чем же стал для автозаводцев пе­риод между XXIII и предстоявшим XXIV съездами? Как они выполняли решения предыдущего партийного съезда?

Усачев напомнил, что для развития отечественного авто­строения важпое значение имела реконструкция АЗЛК. Нака­нуне XXIV съезда партии почти во весь свой могучий рост встал новый гигантский корпус, а совсем скоро с его конвейе­ров начнут сходить автомобили.

Подпись: 	Говоря об экономической реформе, Николай Григорьевич привел интересные примеры, показывающие, как она повлия­ла на производство и на людей.


 

Что и говорить, в первое время реформа многим казалась далекой от рабочего места, слова «рентабельность», «при­быль», «экономическое стимулирование», «себестоимость» каза­лись в какой-то степени абстрактными.

Понадобились огромные усилия партийной организации, администрации завода, пришлось каждому что-то переломить в себе, чтобы почувствовать вкус к экономике, научиться счи­тать в большом и малом. И тогда все увидели, на практике ощутили, что можно и нужно работать по-новому, расчетливо. Реформа способствовала лучшей работе цеха, она позволила со­здать внушительные поощрительные фонды. И в результате получилось так: ты лучше работаешь — больше и зарабаты­ваешь.

Еще недавно кузовщики в начале месяца подолгу про­стаивали, а в конце — яростно штурмовали план. Приходи­лось оставаться на сверхурочные, прихватывать воскресенья. Все это дергало рабочих, сдерживало производительность тру­да, вело к нарушениям дисциплины.

В дни штурма, вспоминал Н. Г. Усачев, снижалось каче­ство. Иногда усилия многих месяцев по повышению качества кузовов сводились на нет за несколько штурмовых дней.

Главная причина заключается в том, что единственный в то время на заводе прессовый цех не мог равномерно обеспечи­вать кузовщиков штамповками. Старые мощности были огра­ниченны. А когда начал работать еще один прессовый цех, об­становка резко изменилась, прекратились простои.

Помогли тут и внутрицеховые мероприятия, например из­менения принципа оплаты труда мастеров, создание поощри­тельного фонда, что имеет прямое отношение к реформе.

Налажен ритм — значит и рабочий доволен, и мастер, все ощущают перемены к лучшему, да и страна получает в обще­народную копилку дополнительные средства.

Все это маленькая частица того, что достигнуто на заво­де в период между двумя партсъездами. Нет такого цеха, куда бы в годы восьмой пятилетки не пришел значительный про­гресс. Он-то и позволил автозаводцам подготовить достойный рапорт XXIV съезду КПСС.

Первый квартал первого года девятой пятилетки еще не кончился, однако план этих трех месяцев на АЗЛК был вы­полнен в день открытия XXIV съезда КПСС. В оставшиеся дни квартала завод выпустил на 750 тысяч рублей дополни­тельной продукции, в том числе 150 автомобилей (50 из них сделаны из сэкономленного металла), а также на 100 тысяч рублей запасных частей для народного хозяйства.