КОЛЛЕКТИВНЫЙ СТАХАНОВСКИЙ ТРУД

В июне 1948 года на МЗМА собралась отчетно-выборная пар­тийная конференция. Парткому было что рассказать делега­там. Послевоенный пятилетний план преображал завод. Осваи­вая массовый выпуск автомобилей, коллектив уже добился под руководством своей партийной организации значительных до­стижений.

За один год, с мая сорок седьмого до мая сорок восьмого, трудоемкость автомашины была снижена в пять раз. Резко по­высилась производительность труда — выработка на одного ра­бочего увеличилась вдвое.

Но этого еще мало. Чтобы справиться с поставленной задачей, надо значительно увеличить выпуск автомашин. Ав­тозаводцы взяли на себя обязательство досрочно выполнить годовой план и дать сверх него 200 «Москвичей».

— Это главная забота коллектива, и в первую очередь коммунистов МЗМА, — говорил в своем выступлении на кон­ференции директор завода В. Н. Доенин. Его поддержали и другие делегаты.

Коммунистическая партия и Советское правительство уде­ляли большое внимание соревнованию в борьбе за восстановле­ние и дальнейшее развитие народного хозяйства страны в по­слевоенные годы. Хорошие плоды приносило соревнование и па МЗМА. В цехах внедрялась новая технология. В кузовном цехе было организовано массово-поточное производство кузо­вов на конвейере. В сборочном цехе закончили монтаж и сда­ли в эксплуатацию отделочный корпус. Теперь уже можно бы­ло производить все операции по сборке и отделке автомобилей на конвейере.

На заводе чаще стали появляться гости из разных городов страны. С большим интересом они наблюдали, как организо­ваны поточно-технологические линии в цехах шасси, моторов и автоматном. Там уже освоили все специализированное обо­рудование, оснастку и инструмент. А в прессовом цехе обору­довали радиаторное отделение и выпустили первые радиаторы для автомобилей.

В том же сорок восьмом году автозаводцы порадовали новинкой. На дорогах страны появился небольшой грузовичок с деревянным кузовом по имени «Москвич-422». Этот мало-

\

тоннажный грузовой автомобиль с кузовом «фургон», создан­ий на базе «Москвича-400», сослужил хорошую службу на­шему народному хозяйству. Он вмещал двух человек и 250 килограммов груза. Скоро эта удобная машина получила ши­рокое признание.

Маленький грузовичок был одним из обязательств автоза­водцев, выполненных благодаря ширившемуся соревнованию и стахановскому движению.

Много славных дел было на счету стахановцев МЗМА. Имя Зины Деревяшкиной в ту пору знал на заводе каждый. Она была преуспевающим бригадиром на токарно-револьвер- ном участке автоматного цеха. За один год эта комсомолка су­мела пройти не такой уж простой путь — от кладовщицы до первоклассной станочницы.

Добрая стахановская слава пришла к 3. Деревяшкиной, когда ей удалось создать двух-трехмесячный задел деталей на участке. Такой задел был необходим, и, посоветовавшись с членами своей бригады, Зина приступила вместе с ними к вы­полнению намеченного.

Почти на всех автоматах станочники увеличили скорость подачи кареток. Это позволило вдвое сократить время на обра­ботку изделий.

На своем станке Деревяшкина увеличила число оборотов шпинделя с 615 до 1000. В первое время быстро сгорали рез­цы. Пришлось заменить их другими, более устойчивыми. В ре­зультате молодая работница стала изготавливать за смену 130 педалей сцепления вместо 80 и даже перекрыла проект­ную норму 1950 года. Повысилась производительность труда и на операции изготовления шайб — 200 за смену вместо 150.

Продуктивность труда всех членов передовой бригады уве­личилась в полтора-два раза. Создав хороший задел деталей, бригада стала работать строго но графику. Ее примеру после­довали и другие рабочие.

В каждом цехе свои новости и достижения. В инструмен- тально-штамповом цехе в ту пору, па исходе первой послево­енной пятилетки, привлекал к себе внимание молодой заточ­ник Константин Исаев. Ему только 17 лет. Он чуть больше го­да работает на производстве и уже знает на память всю номен­клатуру режущих инструментов, которые проходят через цех.

Исаева называли мастером по заточке резцов. И, как подо­бает мастеру, он передавал свой производственный опыт тем, кто в нем нуждается.

Шефство над новичком Алексеем Красулиным началось с Дружеской беседы. Исаев рассказал своему ученику, как сам начинал трудиться, и пробудил в нем желание добиться тако­го же успеха.

— Сразу ничего не делается,— предупредил Исаев.— Надо упорно работать...

Сам Константин, придя на завод, стал выполнять норму довольно быстро. Потом осилил следующий этап и начал выпол­нять задания на 110—120 процентов.


— Но мне хотелось большею,— рассказывал передовой за­точник, стараясь заинтересовать Красулина.—Я задумал довес­ти выработку до 200 процентов, а как это сделать — еще не знал.

Начались эксперименты. И вот однажды Исаев попробо­вал затачивать резцы не по одному, а большой партией. По­лучилась большая экономия времени на переналадке станка.

Были и у Исаева свои учителя. Они подсказали, что надо научиться хорошо читать чертежи, получше изучить станок. И вот когда станок стал другом рабочего, оказалось, что на за­точку резца можно затрачивать не 20, а 10 минут. Вот откуда 250 процентов нормы.