Механизацией отдельных трудоемких процессов

 на заводе занимались технологический отдел, конструкторское бюро от­дела главного механика и по мере возможности сами цехи. Комплексной же механизацией призван был заниматься соз­данный на МЗМА в начале 1959 года специальный отдел ме­ханизации и автоматизации производства (ОМА). Его возгла­вил опытный инженер Л. М. Зеленов.

Новому отделу помогали охотно и много. Начал он с на­ступления па цех моторов и на два участка: окраски кузовов- и подготовки деталей под декоративное покрытие.

В цехе моторов были спроектированы и смонтированы три- автоматические линии (для обработки седел клапанов, направ­ляющих втулок и гильз блока цилиндров), четыре механизи­рованные линии и много различных автоматов и полуавтома­тов. Это был разительный в те годы пример большой работы по модернизации старого оборудования. Устаревшие станки превращались в механизированные с автоматической загруз­кой и выгрузкой деталей.

Конструкторы ОМА хорошо поработали. С помощью со­вершенных транспортных связей они соединяли модернизиро­ванные станки в автоматические и полуавтоматические линии.

Комплексная мехапизация и автоматизация цеха моторов была закончена в четвертом году семилетки. Вот результат: высвобождено 77 человек, выпуск двигателей увеличился более- чем па 12 тысяч в год, трудоемкость их изготовления снизи­лась на 30 процентов.

Неузнаваемо изменился и процесс окраски кузовов. Вред­ная и трудоемкая ручная окраска пульверизатором была за­менена электроокраской с механическим нанесением покрытия. Это значительно облегчило труд рабочих, сэкономило 2 кило­грамма краски в расчете на каждый кузов и значительна

повысило производительность труда. Новый метод позволял экономить два с половиной миллиона рублей в год.

Семилетка вдохнула боевой, наступательный дух в авто­заводцев. Отдел механизации и автоматизации перешел на но­вые поля сражений — в автоматный, кузнечный и другие цехи. Льву Михайловичу Зеленову не раз доводилось докладывать обстановку на утренних «оперативках» у директора, в партий­ном и профсоюзном комитетах, на различных собраниях: проб­лемы технического прогресса волновали всех — и руководите­лей, и рядовых автозаводцев.

Шестидесятый год принес заводу солидное подкрепление: в разных цехах было внедрено 11 автоматических и механи­зированных поточных линий. Еще через полгода объем меха­низации производства уже перевалил за 50 процентов, а к на­чалу 1963 года па заводе действовало 25 автоматических ли­ний и 10 километров транспортных конвейеров.

Мощным толчком для всех этих свершений явился июнь­ский (1959 года) Пленум ЦК КПСС, который был в основном посвящен проблемам комплексной механизации и автоматиза­ции производства. Решение Пленума ЦК КПСС нашло широ­кий отклик в коллективе МЗМА. В немалой степени этому способствовала большая разъяснительная работа, проведенная партийной, профсоюзной и комсомольской организациями. Во всех цехах и отделах решения Пленума обсуждались на собра­ниях, повсюду читали лекции и доклады, устраивали беседы лучших заводских специалистов с рабочими. Цель сводилась к тому, чтобы каждый член многотысячного коллектива отчет­ливо представил себе, что главным фактором повышения про­изводительности труда, а следовательно, и залогом успешного выполнения заводской семилетки являются комплексная меха­низация и автоматизация.

— Одними административными мерами мы ничего не до­бьемся, — не раз говорил директор завода В. Н. Поляков, — необходимо повысить трудовую активность всех автозаводцев.

Это находило полную поддержку у секретаря парткома И. С. Митровича, у председателя завкома профсоюза С. С. Кро- пова, в комитете комсомола, у всех партийных, профсоюзных и комсомольских активистов МЗМА. Большое внимание уде­лялось развитию форм общественного участия автозаводцев в борьбе за технический прогресс: шефства технологов над мо­лодыми рабочими, деятельности общественных конструктор­ских бюро, творчества рационализаторов и изобретателей.