менять конструкцию клещей

Нет, менять конструкцию клещей нельзя, надо что-то сде­лать с электродами. Но что?..

Может быть, укрепить их стальными вкладышами? Испро­бовали и это. В резьбовой своей части электроды перестали гнуться, а нижняя ударная часть продолжала вести себя по- прежнему. Это не устраивало.

Попробовали менять угол наклона площадей электрода. После многочисленных опытов прогибы удалось свести к ми­нимуму, положение улучшилось. Но все понимали, что пока сделано полдела, стойкость электродов оставалась низкой.

Никто на участке не хотел мириться с этим. Гостев пред­ложил сделать электроды из сплава повышенной прочности,, но такого материала в то время в цехе не оказалось.

Выход из положения нашел Павел Савранский. Он пред­ложил заменить резьбовое крепление электродов гладким ко­нусным. По существу, Савранский предложил новую конструк­цию сварочных клещей. Между прочим, их так и стали назы­вать «клещами Савранского».

Особенностью старых клещей были удлиненные электро­ды. Из-за своей чрезмерной длины они не выдерживали дав­ления клещей. В месте соединения со свечой резьба разбива­лась, нарушалась герметичность крепления, и вода, охлаж­дающая электроды, просачивалась наружу, сварка прекра­щалась.

Клещи Савранского оснащены сравнительно короткими электродами, а главное — теперь их не надо ввинчивать в све­чи, как это было прежде. Конусное соединение позволяет элек­тродам глубоко и плотно входить в свечи; устраняется проса­чивание.

Через короткое время модернизированные клещи были изготовлены и с благодарностью приняты сборщиками и свар­щиками. Качество сварки резко улучшилось. Производитель­ность труда на этой операции повысилась вдвое. Электродов стало расходоваться в 20 раз меньше.

Много интересных и полезных новшеств было осуществ­лено и в других цехах завода.

На новом автомобиле установлен двигатель, мощность ко­торого примерно в полтора раза больше, чем у прежнего «Мо­сквича». В то же время мотор расходует бензина на 100 ки­лометров пути 8 литров вместо девяти. Такое повышение экономичности двигателя позволило сберечь для народного хо­зяйства тысячи тонн горючего.

По предложению технолога прессового цеха Ягунова внед­рена в производство новая конструкция трубчато-гофрирован- ного радиатора, дающего экономию в 1 килограмм цветного металла на каждом автомобиле.

Главный конвейер. Он постоянно совершенствуется. Об этом заботятся сами рабочие и инженеры.

Как бы что-нибудь улучшить, чтобы еще больше облег­чить труд? — об этом не перестают думать рационализаторы. Они продолжают механизировать трудоемкие процессы.

Для крепления стремянок рессор изготовлен двухшпин- дельный пневматический гайковерт. Вслед за этим для креп­ления колес придуман и сделан новый, очень удобный пяти-J шпиндельный гайковерт. Сделан еще один добрый шаг в сторону дальнейшего облегчения работы сборщиков на коп- вейепе.