Министр автомобильной промышленности

 СССР А. М. Та­расов перерезает алую ленту, и автомобиль с большим транс­парантом «Наш подарок Родине!» медленно сходит с главного конвейера. Он едет по узкому коридору, стиснутый участни­ками митинга. Гремит оркестр, раздаются крики «ура!», вол­ной перекатываются по корпусу аплодисменты.

Слесарь-сдатчик Анатолий Семенов выводит этот автомо­биль на транспортную эстакаду в первый маршрут.

Главный корпус вступил в строй. Начались обычные буд­ни, началась упорная борьба за устойчивый ритм, за высокое качество продукции, за быстрое освоение новых мощностей. Впереди и новые заботы, и новые радости автозаводцев на но­вой площадке.

Вся страна строила громадный корпус АЗЛК, и это сыгра­ло огромную роль в конечном успехе дела. За счет ускорения строительства было выпущено дополнительно 40 тысяч авто­мобилей «Москвич», что окупило значительную часть средств, затраченных на сооружение корпуса и других объектов.

В августе 1972 года за разработку проекта и осуществле­ние строительства главного корпуса АЗЛК Государственный комитет по делам строительства, Государственный комитет по науке и технике и ВЦСПС присудили премию Совета Мини­стров СССР группе работников завода, проектных, строитель­ных и монтажных организаций. Среди них первый секретарь Люблинского райкома КПСС 10. Г. Зайцев, директор АЗЛК В. П. Коломников, его заместитель И. И. Строков, начальник У КС завода И. С. Рахманов, заместитель главного инженера Г. Е. Черномордик. Приказом по заводу была поощрена боль­шая группа автозаводцев.

В наше время предъявляются высокие требования к архи­тектуре предприятий, начиная с внешнего облика зданий, бла­гоустройства территории и кончая внутренним видом аехов, рабочих мест, столовых, красных уголков, гардеробных. Эти требования диктуются постоянно растущим культурным уров­нем трудящихся, характером высокомеханизированных и ав­томатизированных трудовых процессов.

Примером тесной увязки технологических и архитектур­ных решений может служить новый главный корпус АЗЛК. Здесь впервые в стране применена прогрессивная схема соору­жения двухэтажного здания для автосборочного производства. В результате на 20 гектаров уменьшены размеры промышлен­ной площадки и снижены затраты более чем на 8 миллионов рублей.

Создана максимальная блокировка цехов и служб, позво­лившая сократить протяженность инженерных коммуникаций и внутризаводской транспортировки грузов. Основные техно­логические процессы автоматизированы. В качестве межцехо­вого транспорта использованы подвесные толкающие кон­вейеры.

Главный корпус представляет собой прямоугольник дли­ной в 576 метров и шириной в 168 метров. С южной стороны к корпусу примыкают два 24-метровых крановых пролета высотой в 12,6 метра. Бытовые помещения выполнены в виде четырех отдельно стоящих четырехэтажных корпусов, соеди­ненных с главным корпусом переходными галереями.

Реконструкция основных цехов, а также внедрение высо­копроизводительного оборудования и совершенно новых тех­нологических процессов механической обработки, сварки ку­зова и его узлов, окраски кузова, декоративных гальванопокры­тий, изготовления мягких изделий салона кузова, сборки и отделки машин позволили организовать производство автомо­билей «Москвич» па высоком техническом уровне с учетом по­следних достижений науки и техники в этой области.