Монтаж оборудования новых цехов

 начался в главном корпу­се еще накануне XXIV съезда КПСС. Работали московские, а потом и волгоградские, калининградские, ивановские монтаж­ники и посланцы других городов. Новый завод строила вся страна.

Всесоюзная ударная стройка взяла на себя повышенное обязательство: начать выпуск автомобилей в новых цехах уже в третьем квартале 1971 года.

На втором этаже главного корпуса цепочками выстроились агрегаты автоматических линий кузовного, сборочного и дру­гих цехов. Свежей краской сверкают станки. Солнечные лучи отражаются в огромных витражах и световых проемах потол­ков. Все это создает приподнятое, радостное настроение. Впро­чем, для него есть и другие причины.

Бригада Г. И. Гулина из пусконаладочного управления Центротехмонтажа за 20 дней смонтировала четыре сложней­шие многоэлектродпые сварочпые машины.

На монтаж 12 автоматических линий сварки кузова отводи­лось восемь месяцев, а эта работа была выполнена немногим больше чем за три. Как это удалось? Помогли находчивость, инженерная выдумка. Требовалось, например, четыре порталь­ных крапа, а обошлись одним. Порталы, для которых пришлось бы прокладывать еще и подкрановые пути, с успехом замене­ны трайлером. На нем все оборудование доставлялось прямо к месту установки. Специальный мощный подъемник помогал поднимать 50-тонные громадины агрегатов на нужную высоту.

И, конечно, намного ускорил дело крупноблочный монтаж. Более двух третей оборудования было смонтировано на сбор­ке автоматических линий окраски именно таким методом. Ок­расочные камеры длиной до 75 метров монтировались блоками весом до 50 тонн. Каждый такой блок поднимали одновременно прп помощи 15—20 лебедок.

За годы совместной работы автозаводцы успели сдружить­ся с французскими специалистами, которые помогали монтиро­вать оборудование, а затем обучали советских коллег работать на нем.                                                                                           я

Даниель Шаве, инженер-конструктор из Франции, расска­зывал:

— Завод в целом, его широкие входы, обилие света, вспо­могательные помещения, такие, как столовые и т. д., — все это создает наилучшие условия для рабочих, которые здесь себя чувствуют как дома. По моим наблюдениям, отношения между советскими рабочими превосходны. Например, я заметил, что сборщики поточных линий всегда работают с хорошим настрое­нием. А ваши женщины всегда остаются элегантными и жен- ственнымн. То же можно сказать об отношении советских кол­лег к нам, французам. Достаточно посмотреть, как француз­ский специалист проходит по цеху, и подсчитать многочислен­ные рукопожатия, дружескпе жесты и улыбки, чтобы понять, как к нему относятся и как его ценят советские рабочие.

Жан Ородикин, инженер фирмы «Рено», в статье «Госте­приимный и радушный город», опубликованной в газете «За советскую малолитражку», писал:

«...Работа была трудной, сроки были сжатыми. Тесное п плодотворное сотрудничество между советскими и французски­ми специалистами позволило преодолеть встреченные трудно­сти и достичь намеченной цели. Это техническое сотрудниче­ство между специалистами, каков бы пи был их уровень, соз­дало прочные узы дружбы. Мы расцениваем это как продол­жение дружбы, которая существует издавна между Советским Союзом и Францией.

Организовывая совещания, вечера, туристские поездки, встречи с журналистами, заботясь о наших жилищных усло­виях, завод сделал пребывание специалистов здесь приятным, удобпым и полезным.

Мы не были обойдены вниманием со стороны завода и всегда чувствовали к себе дружеское отношение. Мы были тронуты и взволнованы, узнав, что завком профсоюза и адми­нистрация вспомнили 14 июля о нашем национальном празд­нике — годовщине взятия Бастилии. По этому случаю был организован вечер, хотя наших соотечественников осталось здесь уже немного. Специалисты, вернувшиеся во Францию, увезли с собой очень хорошие воспоминания о пребывании в Москве и на АЗЛК...»

* * *

...Они совсем не думали о почине. Просто шло отчетно- выборное партийное собрание отдела эксплуатации экспорт­ных автомобилей, и коммунисты попросили подробнее расска­зать обо всем, что происходит на строительстве нового главно­го корпуса завода.

Начальник отдела старейший автозаводец Александр Ива­нович Цымбал стал рассказывать. Напомнил, что по обязатель­ствам надо запустить новые сборочные конвейеры уже вот-вот, в сентябре, а дело продвигается туговато. Людей в новых це­хах пе хватает.