Москвич 412

В этом плодотворном году был обновлен не только сило­вой агрегат, неузнаваемым стал весь автомобиль, получивший номер 412. Его государственные испытания дали хорошие результаты. И вот начался постепенный, пока еще в опытном порядке, переход на выпуск новой модели.

Совсем незадолго до праздника 50-летия Октября был ос­воен выпуск унифицированного кузова, приспособленного для установки двигателей как для модели 408, так и для моде­ли 412.

В эти исторические дин на МЗМА учредили почетное звание «Ветеран труда», которое решили присваивать автоза­водцам, проработавшим на споем родном предприятии 25 лет.

В октябре 1967 года совместным решением администрации и завкома профсоюза за непрерывную хорошую работу в тече­ние четверти века, за активную общественную деятельность, за личный вклад в создание, освоение и выпуск автомобилей «Москвич» звание «Ветеран труда» было присвоено 172 авто­заводцам.

Почти все они пришли на завод еще до войны, а многие строили автосборочный имени КИМ. Среди них были В. И. Анд­ронов, В. И. Аузин, А. И. Аникин, Ф. Т. Буянов, А. А. Бори­сов, С. М. Бикирев, А. И. Бобылев, Н. И. Власов, С. И. Волоц- кая, М. В. Изис, С. Д. Кожинов, И. А. Пономарев, Д. К. Ни- колаенко, И. В. и П. В. Шадские и многие другие.

Каждый награжденный получал особый нагрудный знак, наручные часы и именное свидетельство, эпиграфом к которому были слова из Тезисов ЦК КПСС «50 лет Великой Окятбрь- ской социалистической революции»: «Никогда не будут забыты мужественные строители первых пятилеток, создавшие новые заводы, колхозы, совхозы, — все те, кто своим трудом строил социализм, укреплял могущество первого в мире социалисти­ческого государства».

Так родилась новая традиция — ежегодно, накануне го­довщины Великого Октября, на вечере ветеранов труда чест- ковать новый отряд ветеранов. Накануне 50-летия советской автомобильной промышленности, отмечавшегося в ноябре 1974 года, на МЗМА было уже более 1500 ветеранов. 13 этой гвар­дии завода много прославленных, знатных людей, имена ко­торых хорошо известны далеко за пределами МЗМА. Ну а па заводе эти люди пользуются особым уважением ц большим ав­торитетом— швея Анна Никитична Зайцева, слесарь Владимир Иванович Ермилов, мастер Мария Алексеевна Воронкова, тех­нолог Анна Петровна Кузнецова, шлифовщик Константин Иоси­фович Исаев, модельщик Юрии Михайлович Воскресенский, токарь Зинаида Афанасьевна Деревяшкина, главный конструк­тор Игорь Константинович Чарноцкий и другие.

Но самая большая награда пришла накануне праздника. За выполнение предъюбилейных обязательств в честь 50-летия Великого Октября МЗМА в числе других передовых предприя­тий страны был награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС с вручением на вечное хранение.

Идет заводское торжественное собрание. Министр автомо­бильной промышленности СССР А. М. Тарасов передал дирек­тору завода JI. Б. Васильеву драгоценное Памятное знамя. Ответ директора потонул в долгой овации.

По вот стало тихо. На трибуну поднялся седой человек, олицетворяющий историю завода. Это Иван Александрович Пономарев, тот самый, который всегда стоял на страже каче­ства автомобиля, который сидел за рулем миллионного.

— Вдумайтесь, — сказал он, — знамя навечно! Пройдут годы, десятилетия, а ото знамя будет в руках тех, кто придет на смену нашему поколению автозаводцев, кто будет хранить и продолжать наши традиции...

И вот уже аплодируют тем, к го создавал эти традиции,— ветеранам, старейшим коммунистам завода, вступившим в партию до 1920 года: Афанасию Андреяновичу Борисову, Гри­горию Абрамовичу Увадьеву, Ивану Зиновьевичу Загревскому, Ивану Титовнчу Федоровичу, Василию Евгеньевичу Эйкен- роту.

* * *

Между тем поэтапный переход на новый автомобиль про­должался. Два человека, постоянно руководившие освоением каждого этапа «Москвича-412», хорошо сработались и пони­мали друг друга с полуслова. Это были Лев Борисович Ва­сильев и главный инженер Валентин Петрович Коломников.

Остался позади очередной этап: управление коробкой пе­ремены передач с рулевой колонки перенесено на пол, рядом с сиденьем водителя. Разумно и удобно!


Далее началось освоение производства гидровакуумного усилителя тормозов. Но на этом точку не поставили. Еще пред­стоял завершающий этап: подготовка модернизированного ку­зова с новым, усиленным рулевым управлением.

JI. Б. Васильев, перешедший на работу в Министерство автомобильной промышленности, передал свою директорскую эстафету В. П. Коломникову. Это было в июле шестьдесят восьмого, но пройдет еще больше года, прежде чем повый ди­ректор с удовлетворением сможет сказать:

—        Автомобиль «Москвич-412» готов!