Начинать это большое дело

пришлось Льву Борисовичу Васильеву, возглавлявшему МЗМА в ту пору.

Начинать это большое делоБольшой н нелегкий жизненный путь прошел JI. Б. Ва­сильев. В ранней юности начинал он с рабочих, потом крутил «баранку» — шоферил. Грянула война — пошел на фронт. В 1944 году получил тяжелое ранение... Девять месяцев про­лежал в госпиталях, потом отпуск для поправки здоровья, в общем, как говорил сам Васильев, начисто потерянное время!

 




Снова работал шофером, стал толковым автомехаником* а в сорок девятом его порекомендовали в инспекцию Госсна­ба на МЗМА.

—     Так себе была работенка, — вспоминал Лев Борисо­вич. — Наполовину механик, наполовину служащий. А я больше всего любил возиться с машиной. Одно было удобно: оставалось время для занятий в вечерней школе.

Васильев окончил школу с серебряной медалью, и перед ним открылся доступ в институт. А дальше все пошло как нельзя лучше. Поработал контрольным мастером на МЗМА* поступил на вечернее отделение автомеханического и почти одновременно был назначен начальником участка в отделоч- пом корпусе.

На третьем курсе он возглавил весь корпус отделки. Это был тяжелый труд — учиться и ежедневно отвечать за качест­во отделки сотен автомобилей. Но он работал в полную силу* очень уж хотелось не отставать от жизни, наверстать упущен­ное время.

Это было, так сказать, испытание на прочность. И чело­век выдержал его. Но испытания продолжались. Васильев стал начальником цеха сборки и окраски.

С окончанием института и получением диплома совпала неожиданность, которую даже ко всему приученный Васильев встретил как неприятность. Из кабинета директора завода В. Н. Полякова он вышел с самыми мрачными мыслями. Ну* хорошо, в прессовом цехе действительно дела обстоят неваж­но, но почему именно он должен выправлять их? Столько заниматься сборкой, и вот, пожалуйте...

—     Но вы же теперь дипломированный инженер, универ­сал... — эти слова директора все время звучали у него в ушах*

Лев Борисович стал начальником прессового цеха, «выпра­вил» его и получил другое назначение. Он уже начальник производства, ему передан весь процесс изготовления ав­томобиля.

Васильеву довелось стать руководителем и активным участником организации производства автомобилей моделей 408 и 433, потом — директором МЗМА. И не знал он в ту по­ру, что станет заместителем министра автомобильной промыш­ленности и генеральным директором КамАЗа.

* * *

Много лет рядом живут и трудятся коллективы авто­строителей двух столичных предприятий МЗМА и ЗИЛа. Креп­нут их дружеские связи и взаимопомощь. Помните, еще в 1957 году подписали первый договор о соревновании сборщи­ки двух главных конвейеров. В мае 1966 года друзья-соперни­ки собрались во Дворце культуры ЗИЛа, чтобы совместно» обговорить все условия нового соревнования. Состоялся вечер трудовой славы двух заводов. Автостроители подписали не­сколько договоров: главный — между обоими предприятиями и несколько цеховых, например между коллективами сборочных и прессово-кузовпых цехов.

Заключили между собою договоры бригады автоматных и моторных цехов, а также отдельные передовые рабочие — пп- струменталыцпки и ремонтники.

Основной договор был подписан руководителями и пред­ставителями двух коллективов при полной тишине, и лишь когда были поставлены подписи, грянул оркестр.

Вступительные слова договора звучали как торжественное обещание:

«Желая внести свой достойной вклад в выполнение Ди­ректив XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства страны на 1966—1970 годы, коллективы двух автомобильных заводов города Москвы — имени Лихаче­ва и малолитражных автомобилей — заключают договор о социалистическом соревновании за успешное выполнение уста­новленных планов по всем технико-экономическим показате­лям, за осуществление технической реконструкции заводов и выпуск новых, более совершенных автомобилей».

Через месяц, когда на МЗМА состоялось собрание завод­ского профсоюзного актива, автозаводцы единодушно расцени­ли новый акт производственной дружбы с ЗИЛом как пред­вестник хороших успехов на пути к выполнению решений партсъезда и подготовке к славному юбилею — 50-летию Со­ветской власти.

* * *

В эти годы было принято решение организовать производ­ство малолитражных автомобилей по конструкторской доку­ментации МЗМА и па другом предприятии — машиностроитель­ном в Ижевске. Так возникла новая прописка «Москвича» — с ижевской маркой. Коллектив МЗМА много лет оказывал са­мую широкую помощь своему меньшому брату. Московские специалисты и рабочие ездили помогать ижевским, а те обу­чались в Москве. В Ижевск шла техническая документация. Экспериментальный цех создавал и отправлял туда мастер- макеты для отладки сварочных кондукторов. До тех пор пока на Ижевском заводе не наладили прессовое производство, МЗМА снабжал его штамповками для кузовов.

Все это помогло ижевцам быстро стать автостроителями, и на исходе 1966 года они начали выпускать свои «Москвичи», постоянно увеличивая темп производства. Заблаговременно на МЗМА были разработаны конструкции автомобиля и двига­теля модели 412 и переданы чертежи автомобиля Ижевскому заводу, а двигателя—Уфимскому моторостроительному заводу.

Вторая прописка московской малолитражки оказалась еще более далекой — в Болгарии. В городе Ловеч построен авто­сборочный завод, который в дальнейшем превратится в авто­мобильный. А пока там идет сборка «Москвичей» из москов­ских деталей.

Болгарские рабочие и специалисты прошли практику на МЗМА. На протяжении длительного времени московские строители «Москвичей» оказывали всестороннюю техническую помощь болгарским, щедро передавая им свой опыт.

Поток автодеталей, идущих в Болгарию, продолжает расти.