первые моторы

Своими руками собирал инженер Зеленов первые моторы для «Москвича-400». Это помогало плодотворно участвовать в создании новых технологических процессов, в разработке раз­нообразной оснастки.

Технологам всегда приходилось не просто. Так было и во время освоения модели 402. А с бесследпой сваркой передней двери нового автомобиля чистое наказание случилось: лома­ются крепежные болты в приспособлении да и только. Падает медная шина, куски болтов остаются в гнездах, и их прихо­дится высверливать.

Неприятная история. Технолог и слесарь-сборщик реши­ли, что болты, крепившие приспособление, слишком тонки. Через день были получены болты потолще, поломок стало меньше, но они все же были и долго еще не давали покоя ку­зовщикам.

В кузовном цехе монтажники, электрики, слесари завер­шили моптаж и наладку оборудования. Все, что раньше было пеиродумано, недоработано, доставляло теперь много хлопот и волнений. Снова у Ивана Борычева и его товарищей «горят» болты па медных шинах, снова по два-три часа в смену ухо­дит на ремонт. Но прежние опыты, упорные поиски и раз­мышления не прошли даром. Как-то Борычев высказал про­стую мысль:

— А что если шину сделать подвижной, крепить ее в скобах, приваренных к кондуктору? Нужно ремонтировать — сними, замени запасной.

Гостев с полуслова понял хорошую идею слесаря. Не те­ряя времени, оба принялись за проверку. Судя по чертежам, новая конструкция как будто обещала удачу...


На следующий день скобы приваривали к нескольким кон­дукторам, а уже через сутки еще не оформленное, по уже оп­равдавшее себя рационализаторское предложение было окон­чательно внедрено. Болты перестали ломаться.

Не успели забыть о болтах, как появилась новая неприят­ность: начали «капризничать» сварочные клещи. Дело оказа­лось настолько серьезным, что Гостев решил привлечь к нему самых опытных производственников.

На помощь пришли бригадир Мальков и мастер Абраков. Они подолгу обсуждали задачу, советовались со сборщиками, электриками, эксперименталыциками.

А сварочные клещи не давали покоя. Длинные электроды, ввинченные в свечи, гнулись, их рабочие части быстро изна­шивались. В бюро инструментального хозяйства за голову хва­тались: шутка ли, за одну смену расходовалась недельная норма электродов! Да и качество сварки очень страдало пз-за» этих клещей.

В чем причина? Слесари-электрики Павел Савранский и Вячеслав Петров высказали свое мнение: по-видимому, дело в том, что площадь рабочих поверхностей электродов слишком велика. Как же быть? Изменить коренным образом конструк­цию свечей, в которые ввинчиваются электроды? Но это зай­мет много времени. Кузовщики оказались бы виновниками задержки массового выпуска новых автомобилей. А бригадир Мальков и так уже невесело поглядывал на доску соревнова­ния и хоть ничего еще не говорил, но все сборщики и без слов понимали его и разделяли тревогу.