ПЕРВЫЙ ОРДЕН

Технический прогресс властно вторгся в производство. На МЗМА создано три комплексно-механизированных цеха, вве­дены в эксплуатацию 25 автоматических линий, внедрено 207 высокопроизводительных специальных и агрегатных станков...

Самой большой трудовой победой коллектива был пере­ход без остановки производства на массовый выпуск новой модели автомобиля. Детище заводской семилетки «Москвич- 408» стал гордостью каждого рабочего, служащего, мастера, инженера. Он получил высокую оценку как внутри страны, так и за рубежом.

За семь лет МЗМА выпустил 505 379 «Москвичей», в том числе сверх плана — 12 900.

Из 28 кварталов семилетия завод по итогам 26 кварталов завоевывал первые места во Всесоюзном соревновании.

С каждым годом укреплялась заводская экономика. Вы­пуск валовой продукции уже в 1963 году по сравнению с 1958 годом возрос на 47 процентов, а численность рабочих — лишь на 10,4 процента. Трудоемкость «Москвича» стала ниже на 51,7 процента, а его себестоимость — на 20 процентов. Выпуск автомобилей за это же время увеличился на 37,2 про­цента. Возросла в два с лишним раза рентабельность завода.

Отсюда и увеличение общественных фондов потребления. Семилетие ознаменовалось для автозаводцев дальнейшим улуч­шением бытовых условий, расширением сети детских учреж­дений, улучшением медицинского обслуживания. Построены большой учебный комбинат, новая четырехэтажная поликли­ника, семь детсадов и яслей...

Только за счет фондов социального развития было построе­но за семилетие около 75 тысяч квадратных метров жилой площади для автозаводцев. Прежде никогда еще не бывало столько новоселий.

II вот наступил день, когда в центральной печати появил­ся Указ Президиума Верховного Совета СССР:

«За досрочное выполнение заданий семилетнего плана, ус­пешную разработку конструкций новых машин и совершенст­вование технологии производства наградить Московский завод малолитражных автомобилей орденом Трудового Красного Знамени».

Радостным солнечным днем на стыке двух смен пришли тысячи людей па общезаводской митинг. «Высокая награда Родппы обязывает трудиться еще лучше» — зовет большой красочный плакат. И словно в ответ на отот прпзыв — тысячи счастливых улыбок.

Настроение автозаводцев, может быть, наиболее полно выразила работнпца МЗМА Тамара Мельничук своими сти­хами:

Шоссе и площадь — как открытый улей.

Так каждый день п так из года в год.

Тревожа сон спокойных, мирных улиц,

Рабочий класс шагает на вапод.

Уверен шаг народа-лсполина. Не ручейком —■ широкого рекой Людской поток большой семьи единой Спокойно входит в русло проходной.



Не гул моторов — музыка оркестра, Не шум станков — многоголосый хор. Подъемный крап, как истинный маэстро, Ведет со мной душевный разговор.

II все во мне в ответ звучит напевно, Я счастлива безмерно и горда, Что голос мой рабочий ежедневно Вливается в симфонию труда.

А несколько дней спустя на МЗМА пришла новая радост­ная весть: 114 автозаводцев награждены орденами и меда­лями.

Передовой производственник слесарь-сборщик кузовного цеха Николаи Григорьевич Усачев удостоен звания Героя Со­циалистического Труда. Он принадлежит к топ замечательной плеяде советских люден, которые рассматривают труд как са­мое главное в своей жизни.

С тех пор как после Великой Отечественной войны ком­мунист Усачев сменил офицерский китель на спецовку, он шаг за шагом, день за днем шел к вершине своего творческого тру­да, достиг высочайшего профессионального мастерства в сборке кузовов. Его кипучая общественная деятельность на протяже­нии многих лет отличалась многогранностью: член цехового партбюро и активный дружинник, агитатор, народный заседа­тель, депутат райсовета...

Кавалерами ордена Ленина стали наладчик цеха моторов Николаи Петрович Антонов, начальник участка Виктор Ва­сильевич Бабашкин, штамповщица прессово-кузовного корпу­са Анна Ильинична Жарова и токарь инструментального цеха Николай Григорьевич Сереженкин — люди, которые и прежде, и в дальнейшем показывали образцы самоотверженного труда.

Большая группа автозаводцев была награждена орденами Трудового Красного Знамени и среди них директор завода Лев Борисович Васильев, главный инженер Евгений Николае­вич Матвеев, главный конструктор Александр Федорович Анд­ронов...


ПЕРВЫЙ ОРДЕН
ПЕРВЫЙ ОРДЕН...Шел 1966 год. Начиналась восьмая пятилетка.НАВСТРЕЧУ СЪЕЗДУ


Над главной проходной завода вывешен транспарант. Он по­стоянно напоминает о принятом обязательстве коллектива: «Выпустить к XXIII съезду КПСС 100 автомобилей сверх плана!»

В канун нового, 1966 года автозаводцы вместе с десятью другими московскими и ленинградскими предприятиями броси­ли клич всем трудящимся страны: «Выходите в пбход за эко­номию материалов и металлов! Развернем соревнование за выпуск сверхпланово]! продукции из сэкономленных материа­лов!»

Это был ответ на решение сентябрьского (1965 года) Пле­нума ЦК КПСС, который указал, что одно из главных условий дальнейшего мощного подъема советской промышленности — строжайший режим экономии, устранение излишеств и непро­изводительных расходов.