ПЕРВЫЙ В БОЛЬШОЙ СЕМЬЕ

Необычную картину представлял завод в первое время после окончания войны.

В главном корпусе было тихо и пустынно. Ни станков, ни конвейеров. Жилья также не было. Как же быть? Металличе­скими перегородками разделили площадь главного конвейера на «комнаты» и расставили в них койки. Получилось обще­житие для прибывших на завод новичков.

На завод возвращались бывшие кимовцы, приходила мо­лодежь. Опыта у нее, правда, не было, но желания строить автомобили — хоть отбавляй.

II руководители участков, и те, кто возглавлял завод, на­ходили нужным прежде всего увлечь молодого парня или де­вушку идеей создания просторных цехов, а затем и красивых, удобных малолитражек. Это считали своей задачей и первый послевоенный директор завода А. М. Баранов, и главный инже­нер А, А. Мальян, и руководители партипой и профсоюзной организаций В. Е. Егоров п Н. П. Блохин. Ну, а о новом ком­сомольском секретаре Б. В. Емельянове и толковать нечего, он все дни проводил среди молодежи.

Расчищали территорию, а оборудование из разных мест уже начинало поступать. Одновременно шел монтаж станков, строились новые и расширялись старые производственные по­мещения.

Нелегко пришлось в то время технологам. Одно задание следовало за другим: разработка новых технологических про­цессов, проектирование оснастки, восстановление старых про­ектов механических и сборочных участков...

Вернулись на завод «старые» кимовские специалисты 13. С. Перекрестов и К. П. Дымов, Е. Н. Федоров, А. А. Дмит­риева и Р. К. Айзенштадт. Им не пришлось долго объяснять, чего ждет от них коллектив. Как и прежде, они занялись ку­зовными и сборочными делами.

Технологический отдел возглавил тогда Н. И. Лихин. У него были хорошие помощники, разрабатывавшие технологию мехаппческой обработки: А. Акимов, К. Лнонозов, Л. Чилин- гарян, Ю. Сагайдачный, В. Козлов. Рука об руку с ними рабо­тали заводские металлурги Д. Овсянников, Г. Мальцев, С. Чер­касов, К. Набатов, Ф. Гудин, Г. Стояновскпи, П. Воробьева и другие.

Большую часть времени все они проводили в цехах, что­бы вместе с производственниками лучше освоить новое обо­рудование. Надо было еще и выезжать с завода для восстаиов- лепня прежних связей с предприятиями-поставщиками. Впро­чем, теперь этого уже было мало, и приходилось заводить но­вые знакомства и связи.

Нелегко шли первые месяцы 1946 года. Преодолеть труд­ности помогло соревнование в честь 29-й годовщины Октября, развернувшееся по призыву работников цеха шасси.

Обращение шассистов, предложивших соревноваться за до­срочное выполнение графика пуска завода, обсуждали во всех цехах, на участках, в бригадах. Всюду принимали обязатель­ства к Октябрьским праздникам полностью восстановить ста­рые корпуса п ввести в эксплуатацию новые производственные мощности.

Хорошо потрудились летом сорок шестого автозаводцы. Пример передовых производственников-коммунистов вдохнов­лял сотни людей.

А у молодежи были свои особые заботы: комсомольцы начали соревнование за право называться бригадой трудовой доблести. Одной из первых получила это почетное звание брига­да В. Сивцова в цехе шасси. Этой бригаде поручили за ко­роткое время отремонтировать и привести в полный порядок 13 станков. Весь цех знал об этом важном задании. К работе бригады Сивцова было приковано всеобщее внимание: выпу­скались «молнии», интересовались успехами в парткоме и ком­сомольском бюро, в профсоюзном комитете... И бригада работа­ла, как говорится, на совесть.

Результаты превзошли ожидания. Вместо 13 отремонтиро­вали 27 станков. Сивцов и его товарищи получили благодар­ность дирекции завода. Бригаде было присуждено переходящее Красное знамя МГК ВЛКСМ.

Коллектив завода рос, и все-таки работников не хватало. В некоторых цехах простаивало оборудование, задерживался выпуск детален для предстоявшей сборки машин. В эти труд­ные дни учетчицы Галина Курукина и Антонина Мурашова, табельщица Валя Сафонова и кладовщица Галина Петрова ре­шили расстаться со своими спокойными должностями и перей­ти па производство.

Партком поддержал инициативу комсомолок. Нашлись и добровольцы обучить девушек. Вскоре Курукина и ее подруги стали обмотчицами и работали так, что не отставали от опыт­ных производственниц.

Газетные заметки и плакаты на стенах призывали после­довать примеру четырех: «Из контор — на производство!» Де­сятки служащих из различных служб МЗМА пошли в цехи, и, кажется, никто из них не пожалел об этом в дальнейшем. Мно­гие стали опытными инженерно-техническими работниками, ветеранами завода. Среди них и Галина Дмитриевна Куруки­на. Без отрыва от производства она училась, получила диплом технолога и успешно трудится па заводе до сих пор.