Подготовка к пуску нового главного корпуса

 еще была в разгаре, когда стало известно о создании автомобильного производственного объединения «Авто-Москвич».

Приказом по Министерству автомобильной промышленно­сти в объединение вошли, кроме головного предприятия АЗЛК, также завод «Мосавтоприбор» и завод автомобильных запас­ных частей — филиал АЗЛК в Кинешме Ивановской области.

Повое объединение подчинено Главному управлению по производству легковых автомобилей и автобусов Минавтопро- ма. Директор АЗЛК становится одновременно генеральным директором объединения «Авто-Москвич».

«Выполнению поставленных задач, — писал В. П. Колом­ников в «Правде» вскоре после пуска главного корпуса, — спо­собствует и создание автомобильного производственного объ­единения «Москвич»... Это раскрывает новые возможности по-

вышеш:«л эффективности производства на основе лучшей его организации и специализации, совершенствования технологии централизации служб предприятий, входящих в объединение.

До недавнего времени автостроение развивалось как систе­ма комплексных заводов, которые сами изготовляли для себя почти все узлы и элементы автомобиля. Растущие масштабы производства требуют существенного изменения «лица отрас­ли». Иначе говоря, автопромышленность при ее современных масштабах должна представлять собою систему головных сбо­рочных заводов, работающих в тесной кооперации с большим числом высокомеханизированных и автоматизированных пред­приятий, которые изготовляли бы различные узлы машин...»

Прошло более двух лет, и в мае 1974 года генеральный директор объединения «Авто-Москвич» В. П. Коломников сно­ва вернулся к этому вопросу в «Правде», в статье «У завода есть филиал»:

«...Кинешемский завод замышлялся, вводился в действие и работает как необходимое звено уже сложившегося московско­го предприятия с богатым опытом и отлаженным производст­вом... Создано новое предприятие, на котором производство в самом широком смысле этого слова (техника, технология, ор­ганизация труда, управление) находится на достаточно высо­ком, вполне современном уровне. И оборудование, которым оснастили мы филиал, во многих случаях гораздо более совер­шенное, чем даже на головном заводе. Например, в Кпнешме будет сложнейшая автоматическая линия для обработки скоб передних тормозов. Или, скажем, производство пружин для передней подвески, которое уже действует, — лучшее не только в стране, но и одно из самых высокооснащенных в мире. Раз­работано и применено немало прогрессивных технологических процессов. С самого начала было решено, что на филиале во всем должен присутствовать «столичный стиль» работы, свой­ственный головному— Московскому автомобильному заводу имени Ленинского комсомола.

Филиал — равноправная и неотъемлемая часть объедине­ния, значит, связь с ним должна быть такой же простой и опе­ративной, как с любым из подразделений головного завода... Кроме общепринятых способов связи: телефона, телеграфа и других, — филиал подключается к автоматизированной систе­ме управления объединением. В Москву поступают необходи­мые данные о работе филиала, затем они обрабатываются в на­шем информационно-вычислительном центре, а спустя несколь­ко минут в Кпнешму поступают «обратная информация», различные управленческие решения. У наших заводов единая документация, одинаковые производственные нормативы. Такая унификация технических и экономических документов устра­няет многие сложности в работе, облегчает управление про­изводством.

...Полагаю, что такая опека необходима, коль скоро мы поставили задачу создать в Кинешме передовое предприятие «но образу и подобию» головного завода. Однако по мере того как оно будет вырастать из «коротких штанишек» и все более приобретать подлинно современные черты, видимо, целесооб­разно этой производственной единице придавать все большую самостоятельность.

Вопрос о разумной, оптимальной «мере самостоятельно­сти», предоставляемой дочерним предприятиям крупного объ­единения, — один из коренных вопросов теории и практики уп­равления. Здесь возникает немало проблем, которые требуют и обсуждения, и решения. Многие пз них теперь уже решены с выходом нового Положения о производственном объединении. Но некоторые еще ждут своей очереди.

...Двухлетний опыт работы филиала, несмотря на то что он еще строится, показывает его высокую эффективность. Уже тот факт, что в 1974 году наше объединение увеличило объем производства сразу на 15 процентов, — а это наибольший при­рост в его истории — в значительной мере нужно отнести за счет нашего филиала. Разумеется, у нас в объединении еще немало узких мест, которые требуют «расшивки».

...Одним словом, как мы полагаем, накопленный в Кинеш­ме опыт со временем должен помочь создать более широкую сеть филиалов — главных помощников головного завода в дальнейшем увеличении производства автомобилей «Москвич», повышении их качества п конкурентоспособности на мировом рынке».