Пример показала молодежь

 Дружба возникла в 1957 го­ду, в дни Всемирного фестиваля молодежи в Москве. Комсо­мольский комитет МЗМА проявил тогда хорошую инициативу л много настойчивости, чтобы закрепить первое знакомство с чехословацкими гостями фестиваля. Начало было положено, дружба горячо поддержана всеми общественными организа­циями, и в результате в 1958 году уже появился договор о ши­роком сотрудничестве между автостроителями двух заводов.

Завязалась переписка и начались взаимные поездки нова­торов и передовиков производства, которые непосредственно на рабочих местах делились своим опытом.

Когда один из лучших шлифовщиков МЗМА, Борис Гомо- горов. побывал на младоболеславском заводе, он продемон­стрировал чехословацким товарищам свое мастерство и мик­ронную точность работы. А Франтишек Соломаха, большой специалист по окраске кузовов, раскрыл свои «секреты» мо­сквичам.

Потом началась дружба между производственными брига­дами. Договоры о соревновании некоторых бригад предусмат­ривали серьезные обязательства о досрочном выполнении пла­нов, о выпуске продукции отличного качества, о творческом участии в рационализаторской работе. Итоги соревнования бригад подводятся ежеквартально комитетами профсоюзов обо­их предприятий.

Однажды пришло письмо от бригадира одной из чехосло­вацких бригад. Он писал:

«Дорогие! Наш коллектив получил па майском собрании сразу два почетных титула: «Бригада социалистического тру­да» и «Бригада имени 50-й годовщины образования Комму­нистической партии Чехословакии». Мы, копечно, были очень рады. На днях всей бригадой едем отдыхать в город Градец- Кралово. 1 мая у пас в Млада-Болеславе открыли Дворец культуры.

Как идут ваши производственные дела? Напишите подроб­но. У нас на заводе такое соревнование, как ваше, — новость, и вы все должны нам подсказывать и помогать, потому что у вас больше опыта».

...Постоянные контакты отдельных рабочих, бригад, спе­циалистов дополняются обменом технической документацией и практической помощью. Как-то в трудную для младоболес- лавского завода минуту, когда там создалась угроза остановки конвейера, на МЗМА срочно организовали производство неко­торых деталей для автомобилей «Шкода».

В 1975 году возникла еще одна форма трудового содру­жества двух заводов. На АЗЛК целый месяц работали в раз­ных цехах 10 чехословацких рабочих. В это время на их рабо­чих местах в Млада-Болеславе трудились 10 московских авто­заводцев.

Месяц прошел быстро, но он принес большую взаимную пользу. И те, и другие — передовые рабочие, они впитали в себя много нового, пополнили свой производственный опыт, повысили мастерство.

Все наши рабочие попали в лучшие бригады младоболес- лавского завода — бригады социалистического труда. А гости работали в коммунистических бригадах АЗЛК. Получилось так, что Франтишек Зелены, например, заменил на месяц ин­струментальщика Игоря Просвирина, а тот заменил Зелены. В выигрыше оказались оба молодых рабочих, а если выразить­ся точнее, — обе «десятки»: московская и чехословацкая.

* * *

Мы еще не до конца познакомились с планом социального развития коллектива завода. Нам предстоит поговорить о со­вершенствовании быта автозаводцев, об их физическом вос­питании.

Скупыми строчками плана предусмотрено все: и строи­тельство новых жилищ, и дальнейшее улучшение культурного обслуживания, и расширение предприятий общественного пи­тания, и совершенствование медицинского обслуживания, и, конечно, постоянная растущая забота о детях.

Вот некоторые итоги выполнения плана социального раз­вития на заводе. За годы девятой пятилетки построено полтора десятка красивых больших жилых корпусов общей площадью более 75 тысяч квадратных метров. В благоустроенных квар­тирах отпраздновали новоселье 2700 автозаводцев с семьями.

Но это еще не все. Три корпуса построено специально для молодых рабочих, приехавших на завод из других городов.