«Рено-инженеринг»

 разработаппый с участием совет­ских специалистов. Сквозь прозрачные степы корпуса-ма­кета видпа вся длинная пить, пройдя которую, разрозненные агрегаты и части кузова, соединившись, становятся автомо­билем.

В этом прохладном зале демонстрируют всю «анатомию» новых цехов, а в это время в настоящем главном корпусе, в Текстильщиках, совместно с представителями французской фирмы «Рено» идет монтаж технологического оборудования. Там все в 86 раз больше, чем в макетном зале.

Вот в кузовном цехе уже смонтированы две первые сва­рочные машины, монтируются металлоконструкции для подвесных сварочных трансформаторов: в цехе окраски под­готавливают камеры и ванны; в сборочных цехах идет монтаж металлоконструкций для подвеспых толкающих кон­вейеров...

Но это только начало — главное впереди. До конца года должно быть смонтировано более 2500 единиц оборудования.


— Все сделаем в срок! — уверяют известные мастера- монтажники, съехавшиеся на строительство АЗЛК из разных концов страны. Среди них три брата Нагорных: Иван, Нико­лай и Владимир. Воспитывались в одном доме, учились в од­ной школе, потом пошли на работу, и так получилось, что призванием всех троих стало монтажное дело.

Братья многое повидали, строили десятки предприятий. Жизнь монтажника кочевая: сегодня здесь, завтра там. Как разъехались по стройкам — встречались редко, а тут повез­ло: все съехались из разных мест в Текстильщики, на строи­тельство АЗЛК. Обрадовались, конечно. Им-то и поручили вме­сте с другими самыми опытными рабочими монтаж подвесных и напольных конвейеров в сборочных цехах.

А на старой территории завода росло здание конструктор- ско-экспериментальпого отдела (КЭО). Здесь будут работать конструкторы, инженеры — создатели новых моделей малолит­ражного автомобиля.

Если вы спросите специалиста по конструированию мото­ров: «С чего начинается автомобиль?» — он, не задумываясь, ответит: «Ну, конечно, с двигателя, попробуйте поехать без него...»

Задайте такой же вопрос конструктору-кузовщику, и он будет вполне резонпо доказывать совсем другое.

Однажды инженер-конструктор Л. И. Белкин, один из опытных старых работников завода, специалист по кузовам, заявил «на полном серьезе», что автомобиль начинается с... си­денья, с автомобильного кресла. В самом деле, сиденье опре­деляет компоновку пассажирского салона и агрегатов. В нем должно быть удобно сидеть в течение многих часов не утом­ляясь. Оно должно надежно гасить толчки дороги. С него должна быть хорошо видна дорога и удобен доступ к рычагам управления. Сиденье во многом определяет «взаимоотношения» человека с машиной.

Задача конструктора сиденья осложняется еще и тем, что универсального кресла, пригодного для разных марок авто­мобиля, пе бывает. У каждой машины свои характерные коле­бания, вибрации, разные размеры салона...

Это очень хорошо, что конструкторы называют самой главной ту часть автомобиля, над которой они трудятся.

Так рождается надежпость машины, комфорт, простота обслуживания, технологичность изготовления. Все это требу­ет большого труда, широкой и хорошо оснащенной исследова­тельской базы.

Автомобиль нельзя осматривать неподвижным, в тесном помещении. Поэтому в новом инженерном центре предусмотрен просторный конференц-зал для осмотра в движении буксируе­мых автомобилей в натуральную величину.

Художественно-скульптурной мастерской отводится боль­шая открытая площадка на крыше экспериментального цеха. Здесь тоже смогут двигаться буксируемые модели. Для пол-лого сходства с реальной обстановкой на ограждение площад­ки нанесут характерный уличный фон.

Делается все, чтобы облегчить конструкторам их творче­скую работу.

• »

* * *

Строительство развернулось пе только в Москве.

Кинешма... Исконно русский ситцевый край. По широкой, величавой Волге плывут пароходы. Вот у причала выгружают с барж арбузы...

Однажды на окраине города появился указатель: «Здесь строптся филиал автозавода имени Ленинского комсомола». Пошли машины, груженные кирпичом, бетоном, лесом. И вот пустырь не узнать: выросли корпуса литейного и механиче­ского цехов, административные здания. Строятся повые цехи и жплые дома.

Секретарь партбюро Кннешемского филиала АЗЛК В. Рож­ков рассказывает, что партийная работа началась здесь с вос­питания заводского коллектива. Кинешемскнй край богат люд­скими ресурсами, но рабочих-металлистов маловато. А онп-то как раз и нужны новому предприятию — самому крупному во всей Ивановской области. Людей надо было учить новым про­фессиям.

Много волнений переживали кинешемцы, когда решался вопрос о пуске первых двух литейных машин: ведь взятое обя­зательство было посвящено 100-летию со дня рождения В. II. Ленина. Однако все получилось как нельзя лучше, пер­вая плавка была выдана не в апреле, а в феврале 1970 года.

В этот знаменательный день директор филиала в Кинеш- ме Н. В. Лазарев получил телеграмму из Москвы, от руково­дителей завода: «Поздравляем коллектив филиала АЗЛК с производством первых отливок деталей автомобиля «Москвич». Желаем дальнейших успехов в быстрейшем освоении проект­ных мощностей литейного цеха».

Кпнешемскому заводу автозапчастей предстояло вырасти в большое предприятие, па котором будет трудиться не одна тысяча рабочих. Вторая очередь строительства — механиче­ский корпус № 2 площадью в 48 тысяч квадратных метров. Будут строиться н другие объекты: кузнечно-прессовый кор­пус, большой административный комплекс, компрессорная, склад масел и химикатов, а кроме того, профессионально-тех­ническое училище, поликлиника.

Завод в Кннешме строился сразу как филиал АЗЛК, при его постоянной помощи и под его контролем. Это позволило миновать многие трудности с кадрами, с отлаживаппем систе­мы управления производством, с качеством и рабочим ритмом.

«Рено-инженеринг»Филиал еще строился, некоторые корпуса существовали только в чертежах, а на головном предприятии для него уже

проектировалась п изготавливалась технологическая оснастка, велась подготовка производства. Одновременно здесь готови­лись и кадры: наладчики, мастера, станочники, технологи. Все они подолгу жили в Москве, трудились бок о бок со своими московскими коллегами, постигали значение высокой дисцип­лины труда для бесперебойности технологических потоков. Шло не просто обучение кадров, но и их воспитание, передача дол­голетних традиций АЗЛК. Все это помогло создать новое пред­приятие на высоком современном уровне техники и организа­ции производства.