СЧЕТ ПОШЕЛ НА МИЛЛИОНЫ

Новыми обязательствами ответили автозаводцы на постанов­ление ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию Великой Октябрь­ской социалистической революции».

Вот несколько строк из этих обязательств: сэкономить 800 тонн черных и 45 тонн цветных металлов, 4,5 миллиона киловатт-часов электроэнергии: снизить непроизводительные расходы и потери от брака не менее чем на 10 процентов; по­лучить от внедрения рационализаторских предложений и изоб­ретений 850 тысяч рублей...

Легко прочитать с трибуны эти цифры, а каково будет выполнять их?

— Трудно будет выполнять! — говорили с той же трибуны участники собрания. — Трудно, но можно, и мы выполним...

Эти слова были подкреплены упорной подготовкой, поис­ками резервов на всех производственных участках. Совершен­ствовалась технология, широко внедрялись средства автомати­зации и механизации, повышался уровень организации и уп­равления производства, росла квалификация людей. И вот плоды: первый год восьмой пятилетки принес 82 374 автомоби­ля (на пять с половиной тысяч больше, чем год 1965-й) и, что еще важнее, открыл более широкую перспективу завтраш­него дня. МЗМА приближался к стотысячному рубежу.

* * *

Через двадцать лет, после того как начался массопый вы­пуск «Москвичей», 18 мая 1967 года, с главного конвейера МЗМА сошел юбилейный автомобиль. Он был цвета слоновой кости, и на облицовке его радиатора красовалась цифра «1000 000».

Еще задолго до этой торжественной минуты по заводским конвейерам начали двигаться узлы и детали миллионного

«Москвича». После полудня все они встретились на главном

конвейере.

Почетное право собрать юбилейный автомобиль было предоставлено лучшим производственникам. Кузовщики, мотор- щики, шассисты, сборщики завоевали это право в упорном со­ревновании, длившемся много месяцев. В нем участвовали тысячи рабочих. Использование резервов производства, пере­выполнение производственных заданий и социалистических обязательств значительно приблизили зпаменательную дату.

Всех волновал вопрос: когда же будет миллионный? Б феврале подсчитали — выходило 24 мая, в конце марта полу­чилось 21 мая, а на самом деле миллионный сошел 18 мая. Если исходить из этой вполне обоснованной «арифметики», то получается, что долгожданный юбиляр получил «свидетельство о рождении» на шесть дней раньше срока. Выигрыш в шесть дней составил по тому времени не менее полутора тысяч сверх­плановых автомобилей.

С большим уважением произносились имена лучших лю­ден завода, которым было поручено изготовление деталей юби­лейного (Москвича». Шасси делали смены мастеров Н. Мас- лова и 10. Тришкина, окраску и отделку кузова доверили бригадам С. Спиридонова и В. Дербикова.

Еще задолго до появления миллионного на главном кон­вейере установили световое табло, показывавшее, сколько машин осталось до юбиляра: 500... 200... 50... Уже приближа­ется конец этого волнующего отсчета: пять, четыре, три, два, один... Так, каждые три минуты цифра на табло уменьшалась на единицу.

— Мы горды тем, что сборка миллионного автомобиля до­верена нам, — сказал старший мастер главного копвейера Ар­кадий Мельницкий. — Это право мы завоевали в упорном соревновании со сменой Ивана Тюрина.

Виновник торжества медленно движется по главному кон­вейеру. Миллионный постепенно обрастает деталями и прини­мает законченную форму. Сборку снимают операторы кино и телевидения, ведется репортаж по радио, уже готовится спе­циальный выпуск заводской многотиражной газеты.

Установлена облицовка радиатора с цифрой «1000000», выполнены самые последние сборочные операции. Слесарь- сборщик Николай Ряшин сдает автомобиль контролеру ОТК. Этот самый Ряшин двадцать лет назад выпускал «Москвич» с номером 1. Как не позавидовать ему!..

Большие электрические часы покапывали 14 часов 58 ми­нут, когда миллионный, провожаемый музыкой и аплодисмен­тами, выехал из цеха сборки. За рулем — Иван Александрович Пономарев, заместитель начальника ОТК, старейший работник завода, участвовавший в сборке первого «Москвича». Рядом с ним — Афанасий Андреянович Борисов, пенсионер, член

КПСС с 1917 года, знаменитый кузовщик, один из основателей завода. Вместе с ними сидят Герой Социалистического Труда Николай Григорьевич Усачев и юная комсомолка из цеха сбор­ки Нина Гужавина.

В сопровождении почетного эскорта мотоциклистов мил­лионный совершает круг почета по территории завода, мед­ленно продвигаясь вдоль шумного живого коридора автозавод­цев. А вслед за юбиляром, в трех метрах от него, идет алый «Москвич» № 1000001. Первый из второго миллиона!

На центральной заводской площади установлены трибуны и специальный постамент для юбилейного автомобиля. Все в праздничном убранстве, все украшено цветами, флагами, транс­парантами. На трибуне — многочисленные гости, ветераны и представители молодой поросли автозаводцев. На мгновение воцаряется тишина, которая вдруг взрывается шквалом люд­ской радости.

В этой радости было все: и удовлетворение, и гордость, и благодарность. Директор завода JI. Б. Васильев читает При­ветствие ЦК КПСС и Совета Министров СССР, адресованное рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим

МЗМА.

Вот оно:

Дорогие товарищи!

Центральный Комитет Коммунистической партии Совет­ского Союза и Совет Министров СССР горячо поздравляют вас с большой трудовой победой — выпуском миллионного автомо­биля «Москвич».

Славный коллектив вашего завода внес достойный вклад в дело развития отечественного автомобилестроения, является активным участником повышения технического уровня произ­водства и улучшения качества продукции машиностроения.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают твердую уверенность в том, что рабочие, инженеры, техники и служащие Московского завода малолитражных ав­томобилей успешно справятся с заданиями партии и прави­тельства по дальнейшему производству легковых автомоби­лей.

Желаем вам, дорогие товарищи, новых успехов в вашем благородном труде по созданию материально-технической ба­зы коммунизма.

центральный комитет                                                   совет министров

кпсс                                                                                   ссср

Снова овация. В своем письме Центральному Комитету КПСС и Совету Министров СССР автозаводцы заявили, что досрочный выпуск миллиоппого «Москвича» — трудовой пода­рок коллектива к 50-летию Великого Октября.

Этот день можно отнести к самым выдающимся событиям в жизни коллектива. Событие это готовили тысячи рабочих рук, но особенно хотелось отметить роль ветеранов, чья био­графия тесно переплелась с биографией автозавода. Анатолий Иванович Липилин был токарем, учился, многое познал, воз­главлял различные цехи, стал заместителем директора завода, а позже — председателем заводского комитета профсоюза. Александр Сергеевич Шаров выполнял когда-то по четыре го­довых нормы как лекальщик мерительного отделения инстру­ментального цеха, впоследствии стал начальником прессово- кузовного корпуса и заместителем начальника производства. Станочник Михаил Николаевич Верховцев возглавил автомат­ный цех, а потом десять лет руководил всей заводской проф­союзной организацией.