сотни автомобилей «Москвич-408»

Автозаводцы решили сберечь за год 820 тонн металла, из которого можно выпустить дополнительно сотни автомобилей «Москвич-408».

Быть бережливыми хозяевами! Это стало одной пз важ­нейших задач на производственных участках. Люди стали внимательнее относиться к каждой операции, призвали на помощь новаторов, изобретателей, рационализаторов. И воз­можности для экономии находились на многих рабочих местах.

Большой резерв таила борьба за повышение качества вы­пускаемых изделий. А сокращение потерь от брака, а исполь­зование отходов? Сотни деталей автомобиля начали делать изгофрированных отходов, прошедших необходимую обработку. Так удалось сберечь по 4,5 килограмма металла на каждой машине. Еще 4 килограмма дал более рациональный раскрой металла на облицовке радиаторов, при обработке колпаков ко­лес и на других операциях.

Труд становился более творческим. Слесарь кузнечного цеха Я. Макеенко и конструктор Г. Ильин создали новый штамп для изготовления стойки передней подвески. Это при­несло в копилку завода еще 790 граммов металла на каждом изделии.

На смену металла для многих деталей шла пластмасса. Количество изделий из пластмассы увеличивалось с каждой новой моделью «Москвича». В свое время в модели 401 было 106 пластмассовых деталей весом в 4,6 килограмма, в следую­щей модели — 123 детали весом в 11,5 килограмма, а в новом автомобиле «Москвич-412» — 240 пластмассовых деталей весом в 25 килограммов.

Завод стал шире использовать для изготовления деталей метод порошковой металлургии, точное литье и другие тех­нологические процессы, обеспечивающие значительную эко­номию металла.

Вступив в соревнование за достойную встречу XXIII съез­да КПСС, бригада Галины Михайловой из цеха сборки и окрас­ки в своих обязательствах записала: «День в неделю не полу­чать со склада вателип и поролон, выполнять весь объем работ за счет сбереженного материала!»

Работницам этой передовой бригады не так уж легко было выполнить обещанное. Но Михайлова и ее подруги Суворова, Гребнева и другие были настойчивы в своем поиске резервов экономии. Они старались использовать каждый килограмм ва- телпна п поролона, остававшийся от набивки сидений. Это были те килограммы, которые раньше выбрасывались или шли на обтирку. Отходы пошли теперь в дело.

Смена, когда бригада выполнила норму из сбереженного сырья, стала праздником не только для Галины Михайловой и ее подруг, но и для всего цеха. Хорошее начинание подхвати­ли другие бригады. Экономия стала заботой всех автозаводцев. А инициаторы удостоились почетного звания «Бригада имени XXIII съезда КПСС».

...В переполненном клубе идет общезаводское партийное собрание. Коммунисты обсуждают проект Директив XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хо­зяйства СССР на 1966—1970 годы, говорят о больших задачах, стоящих перед коллективом завода.

Выступает секретарь парткома Д. К. Николаенко:

— Мы обязались дать в честь съезда 100 сверхплановых мапгип, а дали 144. Уже сейчас, в марте, сэкономлено 4,77 ки­лограмма металла на один автомобиль, и мы непременно добьемся, чтобы в итоге этого года экономия превысила 10 ки­лограммов. Сбережено много черного металла и электроэнер­гии. Двенадцать бригад разных цехов победили в предсъездов­ском соревновании и получили высокую награду: им присвое­но имя XXIII партсъезда.

К открытию съезда в цехе сборки был сооружен новый обойный конвейер, обеспечивающий выпуск 100 тысяч авто­мобилей в год.

На тележках, по огромному кольцу, имеющему форму рельсового пути, начали медленно перемещаться поблескиваю­щие свежей краской кузова. Это был долгожданный круговой тележечный конвейер, в изготовление которого вложпли столь­ко труда рабочие ремонтно-механического, механомонтажного» цехов, строители и электрики. Среди них было много молоде­жи, которая с гордостью доложила о своих успехах на тради­ционном слете молодых автозаводцев.

Лучшим подарком партийному съезду были новые отря­ды воспитанной партией и комсомолом заводской молодежи. Возглавлял ее тогда Юрий Поляков, избрапный секретарем за­водского комитета комсомола.

Поляков, можно сказать, потомственный автозаводец. В 1938 году, когда началось строительство завода имени КИМ, дед Юрия, уроженец воронежского села Крутая Поляна, за­хватив ящик с инструментами, отправился на эту новую строй­ку плотничать. А с сорокового года пошел туда же столярни­чать отец. Мать тоже собиралась в Москву да так и не собра­лась: война все спутала и навсегда разлучила семью. Отец Юрия, Андрей Поляков, погиб где-то на Смоленщине, а мать заболела п надолго слегла.

— Тяжелое было время, — вспоминает Юрий. — Поселил­ся я с матерью в дереьне, два года не учился, тянул хозяй­ство...

Только после войны Юрий вернулся в Москву и поступил в ремеслепное. В наследство от отца ему достались ловкие ру­ки п верный глаз. Они ему помогли, когда несколько лет спус­тя он стал наладчиком автоматного цеха МЗМА

Потом служба в армии и снова учеба. Оп еще учился в заводском техникуме, когда его избрали на заводе заместите­лем секретаря комсомольского комитета. Комсомольским сек­ретарем в то время была инженер Нина Юшкина, много сде­лавшая для заводской молодежп. Она п Полякову помогла полностью найти себя в комсомольской работе.

Он окончил заводской автомеханический техникум, потом сразу поступил во втуз при заводе пменп Лихачева и сповл учился с той необычайной настойчивостью, которая характерна была для него всю его жизнь. А пока учился, не только пе оставлял всех своих заводских дел, но погружался в нпх еще глубже.

v

— И откуда только время берегся? — недоумевали това­рищи по втузу, по комсомолу, по заводскому отделу механи­зации и автоматизации, где он тогда работал.

Это действительно трудно было понять. Особенно когда появлялись срочные задания. А на большом заводе в них не­достатка не бывает.

Перед отделом поставили серьезную задачу: найти мате­риал, который токами высокой частоты легко сваривался бы с полиэтиленовой пленкой. Полгода потребовалось технологу Полякову и группе конструкторов, чтобы с помощью ученых найти нужное решение.

Комсомольцы гордились успехами своего старшего това­рища, но расставаться с ним не собирались. Вот в 1965 году Полякова и выбрали секретарем комитета.

В 1967 году за активную работу в комсомоле Юрий Анд­реевич Поляков первым в Москве был награжден высшей ком­сомольской наградой — «Почетным знаком ВЛКСМ». А в 1968-м 10. А. Поляков получил диплом втуза п был назначен начальником крупнейшего на заводе цеха — сборки автомо­билей.