стотысячный автомобиль

Пятидесятые годы были для автозаводцев годами возму­жания и успехов.

В октябре пятьдесят второго с главного конвейера сошел стотысячный автомобиль «Москвич-400». Это была заметная веха на пути к массовому производству легковых малолитраж­ных автомобилей.

Полтора года спустя начался выпуск модернизированно­го автомобиля «Москвич-401». Теперь уже советская малолит-

ражка освободилась от врожденных дефектов ее прототипа увеличилась мощность двигателя с 23 до 26 лошадиных сил' появилась новая коробка перемены передач с управлением на руле, новый ручной тормоз и т. д. Для этой модели кон­структоры разработали систему ручного управления, предназ­наченного инвалидам с пораженными ногами.

Возмужание коллектива и его производственные дости­жения — прямей результат постоянного, внимательного пар­тийного руководства. Социалистическое соревнование и техни­ческий прогресс, количество и качество выпускаемых автомо­билей, дисциплина и политико-воспитательная работа в цехах и отделах — вот главные вопросы, не сходившие с повестки дня заседаний партийного комитета и партсобраний. Наряду с этими основными проблемами, особеппо влияющими на ито­ги деятельности предприятия, руководство и контроль со сто­роны партийной организации, завкома профсоюза и комитета комсомола охватывают десятки, сотни других важных вопро­сов, касающихся жизни завода и его людей. Это бесконечная забота об их труде и досуге. И тот, кому доводилось видеть ла- копичные записи в настольных блокнотах секретаря партко­ма и председателя завкома («дефекты на главном конвейе­ре», «спецодежда», «снова диетстоловая», «финал заводского футбольного кубка» и многое, многое другое), хорошо по­нимал это.

Улучшились основные технико-экономические показатели, завод стал работать рентабельно и отказался от государствен­ной дотации. За 1952 год себестоимость автомобиля снизилась на 22,2 процента, производительность труда возросла на 25 процентов.

МЗМА дал 8 миллионов рублей сверхплановых накопле­ний, трудоемкость автомобиля уменьшилась на 5 нормо-часов, значительно снизились потери от брака.

Как всегда, автозаводцы жили в эти пятидесятые годы интересами своей страны, своего народа. Когда понадобилась помощь сельскому хозяйству, МЗМА не остался в сторопе. По заказам сельского хозяйства завод изготовил большое количе­ство узлов картофелеуборочных и капустоуборочных комбай­нов, силосорезок, доильных установок. В последующем на за­воде был даже организован цех сельскохозяйственных деталей.

С большим воодушевлением откликнулись заводчане, осо­бенно молодежь, на обращение ЦК КПСС по поводу освоепия целинных и залежных земель в Казахстане, Поволжье, на Ура­ле и Алтае.

Когда на заводе говорят об участии молодежи в борьбе аа большой хлеб, то обычно вспоминают имя Анатолия Магита, секретаря комсомольской организации МЗМА того времени. Вся его жизнь с юных лет до сих пор неразрывно связана с заводом.

.В его биографии комсомольская работа и спорт тесно ереплелись. Магит уже ветеран, в сорок восьмом он поступил слесарем в пнструментально-штамповый цех. Скоро стал ста­хановцем, активным комсомольцем н, наверное, как никто другой, дружил со спортом: занимался легкой атлетикой, бегал на коньках, ходил на лыжах, играл в футбол и хоккей. Его и

избрали физоргом цеха.

Анатолий оказался хорошим организатором. Спортивные дела инструментальщиков пошли в гору, вырос авторитет физ­орга. и уже в пятидесятом он стал комсоргом.

Оставаясь передовым рабочим-инструментальщиком, Магит совмещал роль цехового комсомольского вожака с деятельно­стью заместителя председателя заводского совета добровольно­го спортивного общества.

Это было хорошее начало комсомольского пути. Со всем своим неуемным темпераментом отдавался Анатолий поручен­ному делу, и поэтому каждый считал вполне естественным, когда его избрали секретарем комсомольского комитета за­вода. Это было в октябре 1953 года.

Здесь хочется немного отвлечься от рассказа о новом ком­сомольском секретаре, чтобы впервые назвать имя молодого инженера, пришедшего па МЗМА после окончания Москов­ского автомеханического института. Он тогда работал масте­ром на главном конвейере и, судя по всему, пришелся по душе заводской комсомолии. Его избрали в комитет ВЛКСМ, и он стал заместителем секретаря комсомольской организации. Этим молодым инженером был Валентин Петрович Коломни- ков, который стал впоследствии генеральным директором объе­динения «Авто-Москвич» (ныне — заместитель министра).

Для В. П. Коломникова комсомольская работа была хоро­шей дополнительной школой. Вместе с A. JI. Магитом он был зачинателем многих славных дел молодежи, которая играет такую большую роль в движении вперед всего заводского коллектива. Многие автозаводцы помнят Валентина Петровича в роли начальника штаба по мобилизации молодежи на освое­ние целинных земель.

Генеральный директор и сейчас не изменяет своей старой привязанности, глубоко вникает в комсомольские дела, помо­гает молодым автозаводцам.

Анатолий Магит шесть лет возглавлял комсомольскую ор­ганизацию, в его активе и целина, и VI Всемирный фестиваль молодежи, и участие вместе со всеми комсомольцами в дви­жении за коммунистическое отношение к труду, и соревнова­ние за честь заводской марки, и многое другое.

Прошли годы, повзрослели старые поколения комсомоль­цев, а Магит. все еще молодой и энергичный, по сей день ру­ководит заводским спортивным клубом «Москвич», одним из крупнейших в столице.