Такой же путь

 но уже с меньшими усилиями прошел и Алексей Красулин. Он шел по проторенной дорожке своего молодого учителя.

Константин был на МЗМА первым из династии первоклас­сных инструментальщиков Исаевых. Сейчас на заводе рабо­тает три брата Исаевых. Трудовую эстафету продолжают их сыновья. Они учатся у отцов и по их примеру становятся пе­редовиками производства.

Кстати, о династиях. Уже знакомый читателю Василий Иванович Андронов начал трудиться на автомобильном заводе еще при своем отце, который был хорошим слесарем-монтаж­ником. Всего же эта трудовая семья насчитывает два десятка автозаводцев. Некоторые из них проработали па своем родном предприятии по 30, по 40 лет и продолжают работать до сих пор. А всего династия Андроновых отработала на заводе без малого 300 трудовых лет.

 

К середине 1950 года 95 процентов рабочих МЗМА участ­вовали в соревновании за досрочное выполнение пятилетки. На заводе стало традицией поддерживать патриотические на­чинания передовиков других предприятий. Более 100 бригад переняли почин мастера Краснохолмского текстильного комби­ната Александра Чутких: выпускать продукцию только отлич­ного качества. Лучшие бригады кузовного и моторного цехов первыми на заводе подхватили замечательный почин бригади­ра фабрики «Парижская коммуна» Лидии Корабельниковой бо­роться за экономию сырья и материалов.

В предмайском соревновании 1950 года на заводе зароди­лась новая форма социалистического труда. Токарь электро­силового цеха коммунист Николай Жуков объединил в одном комплексе передовые методы труда Александра Чутких, Лидии Корабельниковой и Нины Назаровой, которая предложила соревноваться за содержание в порядке станочного парка, за его сохранность и правильную эксплуатацию.

Встав на стахановскую вахту, Жуков встретил Первомай большим трудовым успехом, выполнив задание на 312 процен­тов. Он сэкономил за счет использования производственных отходов 110 килограммов металла, 10 килограммов смазочных и килограмм обтирочных материалов.

Почин Нины Назаровой, подхваченный Жуковым, по до­стоинству оценили многие автозаводцы. Вскоре 865 рабочих МЗМА приняли на социалистическую сохранность 1113 еди­ниц оборудования.

На заводе неуклонно ширилось стахановское движение. С хорошим начинанием выступила бригада Юлии Скобелевой на участке мастера Тарасова в цехе шасси. Она решила перей­ти на коллективную стахановскую работу.

Подсчитав свои возможности, бригада взяла на себя ряд конкретных обязательств, направленных на повышение про­изводительности труда, улучшение качества продукции, береж­ное отношение к материалам, оборудованию и инструменту. Чтобы выполнить эти обязательства, Юлия Скобелева и ее друзья взяли на социалистическую сохранность оборудование и инструмент.

Событие было важное. Секретарь парткома Николай Ла­заревич Федичкин пришел в цех шасси к Юлии Скобелевой и долго наблюдал, как работает ее бригада.

— Очень нужное дело, — сказал он Скобелевой, — давай­те обсудим ваши предложения и обязательства бригады на парткоме.

И вот в августе 1950 года на заседании партийного коми­тета состоялся серьезный, принципиальный разговор о широ­ком распространении почина Скобелевой и других передови­ков производства, развернувших соревнование за коллектив­ную стахановскую работу.

Партком одобрил это патриотическое начинание и пред­ложил завкому профсоюза, всем цеховым партийным, профсо­юзным и комсомольским организациям поддержать творческую инициативу и возглавить это соревнование, повседневно рас­пространять опыт стахановцев.

Такая же задача была поставлена парткомом перед ком­мунистами — начальниками цехов, отделов и служб, перед председателями цеховых профсоюзных комитетов.

Партийный комитет указал в своем решении, что неко­торые коммунисты-руководители педооценивают значение со­ревнования за коллективный стахановский труд. В автоматном, сборочном, литейном цехах, в цехе металлопокрытий слабо рас­пространяется почин бригады Юлии Скобелевой и других пе­редовых коллективов. Многим бригадам еще не созданы усло- ВИя Для плодотворной стахановской работы.

Был намечен обширный план дальнейшего развития со­ревнования, и это вмешательство партийной организации сы­грало большую роль в достижении новых производственных успехов автозаводцев.

Творческая мысль передовых рабочих создавала все но­вые и новые формы социалистического соревнования, реши­тельно ломала устаревшие технические нормы, изменяла тех­нологию.

1950 год принес заводу много хороших начинаний, став­ших затем системой работы. Более 130 станочников перешли на многостаночное обслуживание. 400 токарей и фрезеровщи­ков стали применять скоростные режимы резания. 180 бригад из разных цехов начали соревноваться за звание «Бригада отличного качества». С каждым днем становилось все больше последователей Анны Кузнецовой, оставивших далеко поза­ди нормы 1950 года.