«Я строил АЗЛК»

— эта новая строка появилась в био­графиях пятисот студентов МВТУ.

Реконструкция была, естественно, главной задачей ди­рекции и партийного комитета завода. В течение всего рабо­чего дня, с раннего утра и до позднего вечера, строительные заботы не оставляли директора завода В. П. Коломникова. Его видели на строительной площадке в самое неожиданное время и в самом неожиданном месте. Он требовал систематических сведений о том, что сделано, какие возникают трудности, а ес­ли наметилось отставание,— какие приняты меры, чтобы его ликвидировать.

Объединенными усилиями дирекция и партком старалисг наилучшим образом направлять в необходимое русло энергию многочисленных подрядных организаций. В начале основные вопросы стройки обсуждались на заседании партийного ко­митета АЗЛК каждые две недели.

— Слишком большой перерыв, нельзя ли через неделю? — предлагает член парткома Коломников.

Предложение приняли. Стали еще активнее вторгаться в дела строительства. С особым пристрастием разбирались в при­чинах нарушения сроков выполнения тех или иных работ. Уп­равление капитального строительства завода винит подрядчи­ков, а те укоряют само управление в слабой оперативности: техническую документацию никак не могут представить. Обыч­ная история! Но как быть дальше, как добиться, чтобы в ре­зультате не страдала стройка?

Партком поставил перед собой задачу сплотить единой большой целыо весь коллектив стройки без деления на «заказ­чиков» и «подрядчиков». Это должна быть одна трудовая семья, вдохновленная стремлением быстрее и лучше выпол­нить задание пятилетки.

Парторг строительства Геннадий Чанцев, мастер, один из опытных производственников АЗЛК, вместе с другими ком­мунистами начал проводить среди строителей большую разъяс­нительную работу.

Что знают строители о заводе, о его истории, традициях, о его будущем, во имя которого призваны трудиться и они?

А что известно им друг о друге — людям из полусотни строительных, монтажных и иных организаций, сведенных на одну громадную строительную площадку?

Собрались вместе секретари и партгрупорги дотоле не свя­занных между собою парторганизаций. Состоялся откровен­ный разговор о делах стройки, выяснилось, что у этих людей общие интересы.

О строителях начала больше писать заводская многоти­ражка. В ней стали появляться не только сообщения об успе­хах отдельных коллективов, но и критические статьи с анализом причин отставания на тех или иных объектах, заинтересовавшие строителей рассказы о завтрашнем дне завода.

Постепенно сглаживались ведомственные трения. «Заказ­чики» и «подрядчпки» стаповились соратниками.

В феврале 1969 года па собрании партийно-хозяйственно­го актива строительных, монтажных, проектных организаций, участвовавших в стройке, и автозавода были приняты совме­стные социалистические обязательства па 1969 год.

Теперь перед парткомом возникла новая задача — раз­вернуть борьбу за выполпенне обязательств. Это требовало бо­лее совершенных форм и методов массово-политической и ор­ганизаторской деятельности коммунистов.

По инициативе Люблинского РК КПСС, внимательно сле­дившего за ходом реконструкции, формируется штаб, который наблюдает за работой всех участвующих в строительстве ор­ганизаций и предприятий. Руководитель штаба — первый сек­ретарь райкома Юрий Григорьевич Зайцев, которого хорошо помнят и ценят па заводе еще с тех пор, как он был там се­кретарем парткома.

Затем на стройке была создана единая партийная органи­зация. Секретарем объединенного парткома стал один из руко­водителей отдела технологического проектирования завода Н. С. Зубарев, а его заместителем — Г. И. Чапцев.

Разгорелось соревповапие строителей, посвященное 100- летию со дпя рождения В. И. Ленина. Хорошо работать — это зпачит не только самому выполнять задание, но и помочь товарищу. Очень убедительно продемонстрировал это каменщик Геннадий Шелаев.

Было это так. День выдался трудный. Моросил холодный дождь. На участок завезли десятитонные железобетонные плиты для перекрытия. Одни такелажники не справлялись с разгрузкой.

Во второй половине дпя по трапу спустились двое — ка­менщик Геннадий Шелаев и его помощница Тамара Беликова. Они первыми справились с дневной нормой и поспешили па помошь такелажникам. Скоро подоспели другие члены бригады Шелаева, и к концу смепы все плиты были раз­гружены.

А электросварщик Анатолий Трошин пришел в партий­ную организацию и попросил, чтобы к нему прикрепили двух- трех молодых рабочих.

— Помогу им стать квалифицированными сварщиками.

И стали работать с Трошиным три новичка. Ребята ста­рательные, все у них хорошо получалось.

Объединенный партком строительства автозавода одобрил эту инициативу, и скоро опыт передового электросварщика был подхвачен на других участках.

Несмотря на многие трудности и задержки, строители выполнили основную задачу 1969 года: главный корпус был го­тов к монтажу оборудования. Коллектив специалистов кузов­ного и сборочного производства, возглавляемый главным ин­женером В. Т. Позднеевым и заместителем директора АЗЛК старым кимовцем И. И. Строковым, зажил новыми забота­ми — подготовкой к приему оборудования. Вскоре на разгру­зочную площадку нового главного корпуса прибудет первый мощный станок весом 60 тонн. Уже разрабатываются техно­логические процессы, уточняются цеховые маршруты движе­ния деталей и узлов, составляются календарные графики про­ектирования и изготовления всех видов оснастки.

Большую работу по реконструкции проводил отдел тех­нологического проектирования, возглавляемый Борисом Ни­колаевичем Сахаровым, опытным технологом.

Монтаж оборудования только начипался, но мпогим уда­лось заранее увидеть, каким будет завод. Гостей провожают по коридору старого здания заводоуправления до двери с таб­личкой «Макетный зал», и там они попадают в особый мир, в завтрашний день завода. Заместитель главного инженера АЗЛК Георгий Ефимович Черномордик говорит: «Вот вам и новый завод, правда, с пекоторой поправкой — в одну восемь­десят шестую своей натуральной величины».

В большом светлом зале выставлен объемно-макетный про­ект главного корпуса, присланный из парижского проектного центра